25.02.10 
Правительство прекращает переговоры с победителем тендера на реконструкцию аэропорта "Львов" стоимостью около 1,2 млрд грн - американской IMTC-MEI. Вчера вице-премьер Иван Васюнык сообщил, что Минтрансу поручено подготовить материалы для проведения нового тендера. Государство объявило о намерении самостоятельно развивать проект за счет инвестиций из госбюджета, а для управления рассчитывает привлечь одного из участников первого тендера. IMTC-MEI в свою очередь заявляет, что уже инвестировала в проект $4 млн. И может настаивать на выплате компенсации, добавляют юристы.

Инвестор для строительства терминала и сопутствующей инфраструктуры в международном аэропорту "Львов" был выбран еще в ноябре прошлого года. Американская IMTC-MEI стала победителем тендера. Стоимость строительства терминала оценивается в 1,1 млрд грн, а инвестиции в инфраструктуру - приблизительно в 98,3 млн грн. Предполагалось, что стороны подпишут инвестсоглашение через две недели, а затем заключат договор об управлении будущим объектом сроком на 30 лет.

"Но соглашения не подписаны до сих пор, так как победитель конкурса выдвигает дополнительные условия",- сообщил вчера на пресс-конференции вице-премьер Иван Васюнык. IMTC-MEI потребовала от правительства предоставления госгарантий, снижения налогов и изменения проекта реконструкции аэропорта, предложенного государством (см. справку). В начале февраля Минтранс сообщил, что пошел на определенные уступки компании.

Вчера же господин Васюнык заявил, что Кабмин принял решение прекратить переговоры с IMTC-MEI: "Правительство рекомендовало Минтрансу сообщить победителю о возможном прекращении в ближайшее время переговоров и дало задание подготовить материалы для объявления нового конкурса, проанализировав обстоятельства проведения предыдущего конкурса".

Несмотря на отказ от услуг инвестора, реконструкция аэропорта будет завершена в срок - до марта 2011 года, заверил вчера Ъ мэр Львова Андрей Садовый. По словам начальника главного управления пространственного развития Львовской обладминистрации Степана Лукашика, государственной целевой программой по финансированию подготовки к Евро-2012 на реконструкцию аэропорта предусмотрен 921 млн грн: "43,5 млн грн уже вложены в работы по строительству фундамента аэровокзала, замену коммуникаций". В случае проведения нового тендера государство может привлечь в качестве инвестора одну из десяти участвовавших, но не выигравших в нем компаний, говорит господин Лукашик.

Заявления чиновников вчера вызвали резкий протест со стороны IMTC-MEI. "Компания уже инвестировала $4 млн в развитие проекта,- передал слова вице-президента компании по международным операциям Шона Рейгана PR-консультант компании Василий Мирошниченко.- Заявления чиновников могут быть использованы против них в будущем". В 1996 году вступил в силу договор о поощрении и взаимной защите инвестиций между Украиной и США, поэтому IMTC-MEI может обратиться в Международный центр по решению инвестиционных споров (ICSID), говорит старший партнер адвокатского объединения "Волков, Козяков и партнеры" Сергей Козяков. "Если компания докажет, что действия чиновников нанесли ущерб ее инвестициям, Украина будет вынуждена выплатить компании компенсацию в установленном ICSID размере. При этом неважно, с Минтрансом был подписан договор или нет",- отмечает он. Решения ICSID обязательны для выполнения Украиной, оспорить их невозможно.

У американских инвесторов уже есть опыт споров с Украиной в ICSID. В январе центр признал факт политического вмешательства в процесс распределения радиочастот в Украине по иску собственника радиокомпании "Гала" Джозефа Лемира к украинскому правительству. А в апреле в ICSID начнутся слушания по иску американских торговых компаний Globex International и Global Traiding, обвинивших Украину в нарушении обязательств по оплате птицеводческой продукции на суммы $6,8 млн и $28 млн.

Что не понравилось IMTC-MEI в договоре с Минтрансом

В IMTC-MEI заявляли, что не согласны с формой договора, который состоит всего из нескольких страниц. Для реализации проекта компания планировала привлечь кредиты у таких банков и организаций, как ЕБРР, IFC, U.S. Ex-Im Bank и Overseas Private Investment Corporation. В компании также не одобряли проект реконструкции аэропорта, предложенный государством. По данным IMTC-MEI, он предусматривает строительство шести выходов, в том числе двух - для трансатлантических рейсов на дальнемагистральных самолетах. Пропускная способность аэропорта должна составить 2 тыс. пассажиров в час. IMTC-MEI же была готова предложить проект, который позволит уменьшить инвестиции примерно на $40 млн - до $150-180 млн. В этом случае средства можно будет окупить за 20-30 лет, установив минимальные ставки аэропортовых сборов.

Джерело Коммерсант