26.04.10 
На минувшей неделе над большинством европейских стран начал развеиваться пепел исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, и авиаперевозчики приготовились подсчитывать убытки. Украинские аэропорты были полностью закрыты для полетов менее двух суток — с 16 по 18 апреля, а к утру вторника, 20 апреля, все ограничения на полеты по территории страны были сняты. Тем не менее проблемы у отечественных авиаперевозчиков продолжались до прошлой среды включительно из-за закрытия ряда европейских аэропортов.

По данным Госавиаадминистрации Украины, 20–21 апреля компания «Міжнародні авіалінії України» была вынуждена отменить рейсы в Лондон, Париж, Ниццу, Амстердам, Франкфурт, а также прием самолета из Вены. «Визз Эйр Украина» аналогично поступила с рейсами на Кельн, Любек и Меминген (аэропорты ФРГ). «Аеросвіт» осталась без рейсов до Варшавы, авиакомпания «Аэрочартер» не смогла поддерживать сообщение с Лейпцигом и Люксембургом. Если же взять обычную для аэропорта «Борисполь» интенсивность движения более чем в две сотни взлетов и посадок самолетов в сутки, то выходит, что из-за пепла Эйяфьятлайокудль, было отменено несколько сотен рейсов, а в масштабах всей Украины — порядка 500.

Пока авиаперевозчики не комментируют, во что им выльется или уже вылился разгул стихии в далекой Исландии. По правилам Международной ассоциации авиаперевозчиков (International Air Transport Association, IATA), если перевозчик по независящим от него обстоятельствам отменяет или задерживает рейс, то он обязан сделать все возможное, чтобы пассажир попал к месту назначения вовремя любым видом транспорта, или по желанию пассажира вернуть ему деньги за приобретенный авиабилет. «Сейчас мы в порядке рекламации оформляем претензию к одной из авиакомпаний для нашего клиента, который должен был вылететь из Парижа в Киев 15 апреля, но этой возможности ему предоставлено не было», — рассказала «ДС» коммерческий директор столичной туристической фирмы «ТурСвіт» Наталья Костенко. В днепропетровском турагентстве «Ласпи» «ДС» сообщили, что вулканический пепел подпортил отдых в Европе примерно двум десяткам днепропетровцев. Тем не менее обошлось без исков и претензий к авиаперевозчикам. Однако в подавляющей массе туроператоры весьма неохотно комментируют ситуацию, связанную с проблемами своих клиентов, понимая, что им еще не один день работать с авиаторами.

По словам помощника гендиректора авиакомпании «Аеросвіт» по связям с прессой Сергея Куцого, к началу минувшей недели в различных аэропортах мира ожидали вылета около 2,5 тыс. пассажиров «Аеросвіта», половина из которых смогла улететь к месту назначения уже в понедельник вечером. «Для точного подсчета убытков понадобится несколько недель», — говорит г-н Куцый. Среди дополнительных накладных расходов авиакомпании — бронирование гостиницы в Киеве для транзитных пассажиров из Бангкока и доставка автотранспортом пассажиров в страны Центральной Европы, оплата билетов на пароход для пассажиров рейса Киев–Стокгольм, севшего в Риге, и другие мероприятия.

По всей видимости, аналогичные проблемы имели и другие отечественные авиакомпании. Однако в целом можно говорить, что по сравнению с европейскими и американскими авиаперевозчиками убытки украинских были не столь значительны. Если, по данным IATA, после извержения вулкана отрасль ежедневно теряла по $400 млн и к концу авиаколлапса не досчиталась $1,7 млрд, то потери наших авиакомпаний, осуществляющих рейсы в Европу, благодаря неприхотливости отечественных туристов исчисляются даже не десятками миллионов, а всего лишь миллионами долларов США.

Джерело Деловая Столица   Автор: Ярослав Дмитренко