05.08.10 
ImageАвиакомпания Windrose занялась обновлением флота. Как стало известно Ъ, перевозчик избавляется от самолетов MD-82 в пользу более новых Airbus A320 и A321. Такие старые самолеты, как MD-82, невыгодно содержать: аналогичные модели Airbus в два раза экономичнее, хотя и в два раза дороже, говорят эксперты. По их мнению, компания сможет окупить затраты, если будет использовать A320 и A321 на чартерных рейсах.

Windrose срочно продает или передает в сухой лизинг два MD-82, а также сдает в мокрый лизинг два Embraer 195, говорится в объявлении перевозчика на отраслевом сайте aviator.aero, размещенном на прошлой неделе. Гендиректор Windrose Владимир Каменчук подтвердил Ъ, что компания дала объявления. По его словам, перевозчик пришел к выводу о необходимости обновления флота, так как MD-82 уже достаточно возрастной самолет. "На рынке есть намного более эффективные самолеты,– отметил господин Каменчук.– Хотя насчет самолетов E195 у нас планы поменялись – эти суда нас полностью устраивают, и мы намерены взять в лизинг еще один-два таких самолета".

Windrose основана в 2003 году в Харькове, где занималась организацией чартерных рейсов. В августе 2008-го открыла первый регулярный авиарейс. Сейчас ее парк включает два MD-82 (165 кресел; 1985 и 1987 года выпуска), два Embraer 195 (118 кресел; 2008 года) и один Ан-24 (48 кресел). По итогам I полугодия перевозчик занял 5-е место на рынке (доля 9% при общем объеме перевозок украинскими авиакомпаниями 2,5 млн человек). Финпоказатели за 2009 год не публиковались. Одним из совладельцев Windrose является Владимир Каменчук.

Максимально использовать Embraer 195 Windrose может с помощью своих партнеров. В конце марта перевозчик заявлял о переговорах с авиакомпаниями "Днеправиа", "АэроСвит" и Donbassaero о совместном использовании самолетов (см. Ъ от 18 марта). Компания может получить в сублизинг от "Днеправиа" региональный Embraer 145 (48 кресел) для полетов из Харькова в Москву, Тбилиси, Батуми, Баку и Ереван (сейчас Windrose летает из Харькова только в Тиват) и из Львова в Москву. Windrose в свою очередь передаст E195 (118 кресел) "АэроСвиту" для полетов в Тбилиси, Баку и Москву.
Вместо MD-82 Windrose намерена взять в лизинг Airbus A320 или A321. "Мы можем взять до четырех таких самолетов. Обновление флота возможно в течение от полугода до полутора лет",– рассказал господин Каменчук. Сейчас на самолетах MD-82 авиакомпания выполняет чартерные рейсы в Египет и Турцию, а также один регулярный рейс по маршруту Львов–Симферополь.

Содержать дальше MD-82 перевозчику нет смысла, уверены эксперты. "Это устаревшие самолеты, от которых авиакомпании во всем мире стараются избавиться,– говорит вице-президент по продажам Avia Solutions Group Александр Ланецкий.– Топливная эффективность A320 и A321 в два раза выше MD-82, а ведь топливо занимает 60-70% оперативных расходов перевозчика. Эффективность в техническом обслуживании может быть на 30% выше". Но и лизинг Airbus обходится намного дороже, отмечает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава: если лизинг 20-летнего MD-82 может стоить $50-70 тыс. в месяц, то 15-летнего A320 – $100-130 тыс. в месяц, нового – около $300 тыс. в месяц. "Окупить такие расходы перевозчик сможет, если будет использовать новые суда на чартерных направлениях. Заполнить такие большие самолеты на регулярных крайне сложно",– отмечает господин Кава. Windrose уже эксплуатирует на чартерах два A320 болгарской авиакомпании SmartLynx на условиях мокрого лизинга.

По мнению Александра Ланецкого, у Windrose есть возможность сэкономить на лизинге самолетов Airbus, если компания передаст свои MD-82 в сублизинг в те страны, куда нельзя поставлять Airbus и Boeing в связи с торговыми санкциями, например в Иран: "В таких изолированных от современных судов странах лизинг MD-82 будет намного дороже, чем в Европе. И в итоге перевозчику нужно будет лишь немного доплачивать за лизинг самолетов Airbus".

Джерело Коммерсант   Автор: Елена Синицына