13.12.10 
ImageНи в одном цивилизованном аэропорту мира не проводится стопроцентный досмотр пассажиров, проходящих через «зеленый коридор». Однако в Украине подобная практика является нормальной.

В частности, с ней автору статьи пришлось столкнуться в аэропорту Харьков. После прибытия рейса компании Pegasus из Стабула, пассажиры, проходящие зеленый коридор, были вынуждены в три часа ночи выстраиваться в длинную очередь, с пропусканием багажа через единственный сканер и последующим досмотром багажа и ручной клади почти у всех пассажиров.

На вопрос об основаниях проведения подобного мероприятия был получен ответ - «Основание - Таможенный кодекс». А на замечание капитану-таможеннику, что сумка, показавшаяся ему «подозрительной» - одна на троих пассажиров, был получен раздраженный ответ «Ну, тогда, до свидания». При этом, естественно, ни лимиты в 50 кг., ни в 200 евро не были превышены.

В других аэропортах Украины, в частности, в Борисполе, такой же подход к прилетающим пассажирам стал нормой.

Еще не забылся скандал, когда Президент Грузии назвал грузинских таможенников, осуществляющих стопроцентный досмотр прилетающих пассажиров, «питекантропами».

М. Саакашвили сказал по этому поводу следующее следующее:

"Уверяю вас, что подобными действиями «питекантропов» на таможне мы потеряли туристов из Испании. Мы должны лелеять туристов и посылать им воздушные поцелуи, а не подвергать их на КПП унизительным проверкам на сканерах. Какие научные знания нужны таможенникам, чтобы отличить 99 процентов туристов от 1 процентов челночников на границе, и проверкой каждого в невыносимую жару не создавать огромные очереди на КПП", - сказал Саакашвили. Он пообещал, что уволит всех сотрудников КПП "Сарпи", включая начальника таможни, если в ближайшее время там не будет наведен порядок».

К сожалению, украинская таможня поступает аналогичным образом в аэропорту Харьков, однако есть много свидетельств, что подобное происходит и в других украинских аэропортах. И это вызывает подозрение в том, что подобная практика - не инициатива на местах, а целенаправленные указания из Киева.

Нам удалось связаться с представителями пресс-службы Государственной таможенной службы, и в устном разговоре удалось получить следующие ответы:

  • Сканер (рентгеновский аппарат) не является признаком зеленого коридора, и нужен для «авиационной безопасности» (!)
  • Таможенники имеют право производить досмотр кого угодно и в любом количестве
  • Вопросы по работе таможни следует задавать лично Начальнику Таможенного комитета или в Харьковскую региональную таможню в письменном виде.

Стоит отметить, что эта тема неоднократно поднималась в средствах массовой информации, в крайний раз - в мае этого года (В аэропорту «Борисполь» снова закрыли «зеленый коридор» )

Пресс-служба Таможенной службы тогда распространила ответ «Распространенное в средствах массовой информации сообщение о прекращении действия «зеленого коридора» в пассажирских залах Бориспольского аэропорта не отвечает действительности». При этом в ответе присутствовали ссылки на статьи 42 и 68 Таможенного Кодекса, в которых говорится о том, что таможенные органы самостоятельно выбирают форму досмотра, и имеют право при желании применять упрощенную форму.

Вот только в ответе содержалась еще и ссылка на Приказ Таможенной службы №137 «Об утверждении правил использования упрощенного порядка осуществления таможенного контроля предметов, которые перемещаются гражданами, которые следуют авиационным транспортом», ряд положений которого был прямо нарушен в аэропорту Харьков.

В частности:

1.6. За   рішенням   посадової   особи  митного  органу  може  здійснюватися   вибірково   митний    контроль    предметів,    що переміщуються громадянами в ручній поклажі та/або супроводжуваному багажі,  з розпакуванням  місць  багажу  та/або  із  застосуванням технічних засобів митного контролю (металодетекторів,  інтроскопів тощо).

Контроль производился 100% с помощью интроскопа и практически 100% ручной. При этом «челноков» среди пассажиров самолета заметно не было - в основном туристы и граждане Турции и Украины, следующие по личным делам. Челноки, как известно, давно отправляют грузы контейнерами, с фиксированной оплатой за кубический метр.

«Ретельний огляд   предметів   здійснюється    в    спеціально відведених для цього приміщеннях митного органу.»

Сумки потрошили тут же, на столике, на виду у всех пассажиров.

Увы, но от ответа на вопрос о том, почему украинские аэропорты являются фактически единственными в мире, в которых производится такой досмотр, уважаемая госпожа из таможенной службы уклонилась.

Остается предположить, что поголовная проверка прилетающих пассажиров производится в аэропортах Украины в качестве подготовки к проведению «Евро-2012». Впрочем, пока не понятно, как на многочасовую очередь в одну калитку отреагируют иностранные туристы. Будем надеяться, что их реакция будет отличаться от реакции президента Грузии. И новое красивое здание терминала аэропорта Харьков немного их утешит.

Джерело Крылья   Автор: А.Шор