23.03.11 
"Международные авиалинии Украины" (МАУ) оспорили в суде предоставление "АэроСвиту" права летать по маршруту Киев–Лондон. В компании считают, что в результате было нарушено ее эксклюзивное право, срок которого истекает только в июле. Если МАУ предоставит документы, подтверждающие эксклюзив, ее шансы выиграть суд будут высокими, считают юристы. Но в этом случае перевозчик рискует быть обвиненным в нарушении антимонопольного законодательства.

МАУ подала иск в Хозяйственный суд Киева к Госавиаслужбе, Фонду госимущества (ФГИ) и авиакомпании "АэроСвит", сообщило в пятницу агентство "Интерфакс-Украина" со ссылкой на определение суда от 4 марта. Авиакомпания оспаривает решение Госавиаслужбы предоставить "АэроСвиту" право выполнять регулярные рейсы по маршруту Киев–Лондон. В МАУ считают, что Госавиаслужба сделала это вопреки договору между акционерами авиакомпании и ФГИ, которым предусматривается получение МАУ эксклюзивных прав на более чем 20 европейских маршрутов (в том числе Лондон) в обмен на передачу более 60% акций в госсобственность. Срок действия договора, подписанного на 10 лет, истекает в июле этого года.

Назначение в Лондон "АэроСвит" получил в конце лета 2010 года. "Мы пытались получить разрешение на полеты в Лондон с 2005 года, но нам неоднократно отказывали. А сейчас мы подали заявку, и ее удовлетворили",– говорил помощник генерального директора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый (см. Ъ от 14 декабря 2010 года). 2 марта "АэроСвит" начал полеты в лондонский аэропорт Gatwick. Помимо него и МАУ (также летает в Gatwick), из украинских авиакомпаний в Лондон летает также low-cost перевозчик Wizz Air (рейсы в Luton). В пресс-службе "Визз Эйр Украина" уточнили, что рейсы на этом направлении осуществляет Wizz Air Hungary, тогда как остальные полеты из Украины выполняет украинская компания.

В "АэроСвите" подачу иска подтвердили, но комментировать не стали. Не предоставили комментарии и в Госавиаслужбе. "ФГИ получил иск как один из ответчиков по делу и анализирует его, хотя мы не занимаемся выдачей разрешений на маршруты – это прерогатива Госавиаслужбы",– сообщили в пресс-службе фонда. Пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая заявила, что не знает, был ли подан иск, но отметила, что в компании "планировали предпринять шаги в связи с тем, что были нарушены эксклюзивные права на лондонский маршрут".

Благодаря судебному разбирательству впервые будет официально подтверждено наличие эксклюзива у МАУ, говорит источник, близкий к "АэроСвиту". "То есть будет доказано применение антиконкурентных методов на одном из маршрутов со стороны регулятора и ФГИ",– говорит собеседник Ъ. До сих пор Госавиаслужба ни разу официально не подтверждала наличие эксклюзивных прав у МАУ на каком-либо из маршрутов, неоднократно заявляли в "АэроСвите".

Партнер юрфирмы Astapov Lawyers Олег Мальский считает, что, если МАУ докажет в суде законность выдачи эксклюзивного права на маршрут, компания имеет все шансы добиться компенсации за невыполнение договора или отмены решения Госавиаслужбы. "Этот случай очень интересный, так как наличие эксклюзивного права ограничивает остальные авиакомпании в работе на рынке. Хотя не исключено, что при получении этих прав МАУ могла получить разрешение Антимонопольного комитета",– говорит господин Мальский. Источник Ъ в АМКУ не смог сообщить о наличии такого разрешения, но подчеркнул, что за назначение на маршруты отвечает Госавиаслужба.

В МАУ уверены, что обвинить их в монополизме будет сложно. "Эмоции по поводу эксклюзивности преувеличены – ни один маршрут не эксплуатируется только нашей компанией",– говорил недавно Ъ вице-президент по продажам и маркетингу МАУ Сергей Фоменко. По его словам, на каждом маршруте всегда есть перевозчик с другой стороны, и на практике пассажир может выбрать себе минимум 4-5 альтернатив на каждом маршруте. Рассмотрение дела, согласно определению суда, назначено на сегодня.

Источник Коммерсант   Автор: Елена Синицына - Андрей Леденев