30.04.05 
28 апрел€ 2004 года ћинистерством ёстиции ”краины зарегистрирована общественна€ организаци€ "¬сеукраинска€ авиационна€ ассоциаци€ "јќѕј-”краина", котора€ стала региональным членом международной ассоциации IAOPA - International Airorait Owners and Pilots јssociation (ћеждународный —овет ассоциаций владельцев и пилотов частных воздушных судов - www.iaopa.org ) - единственной международной организации, котора€ имеет своих представителей в ICAO, JAA, EUROCONTROL.
IAOPA уже более 35 лет €вл€етс€ объединением автономных неправительственных национальных ассоциаций јвиации ќбщего Ќазначени€ в 60 странах мира, представл€ет интересы более 700 000 пилотов, которые летают самолетами јќЌ в цел€х своего бизнеса и в качестве персонального транспорта.

ƒл€ ”краины членство в IAOPA даст возможность использовать опыт и получать поддержку стран, членов IAOPј, в которых уже с несколько дес€тков лет массово выполн€ютс€ полеты јвиации ќбщего Ќазначени€. “ем более что, во всем мире 87% всех полетов классифицируетс€, как полеты јќЌ, а обороты св€занные с јќЌ исчисл€ютс€ миллиардами долларов.

ѕо формулировке ICAO область применени€ јвиаци€ ќбщего Ќазначени€ определ€етс€ как "все те операции, которые не €вл€ютс€ линейным коммерческим транспортными операци€ми, пассажирским или торговым".   јќЌ во всем мире, (исключа€ страны бывшего ———–) относитс€ пон€тие "јвиаци€ дл€ воздушных работ" (AW - Arieal Works). Ёто сфера оказани€ специализированных авиационных услуг в таких област€х как земледелие, строительство, авиационна€ съемка, обследование с воздуха линий электропередач, трубопроводов, газопроводов, патрулирование, поисковые и спасательные акции. Ёто как раз те виды авиационных услуг, которые так актуальны дл€ ”краины, и в которых наблюдаетс€ правова€ неопределенность.

ќсновна€ цель де€тельности "јќѕј-”краина", закрепленна€ в ее уставе - удовлетворение и защита законных общих интересов и прав своих членов, содействие разработки и реализации комплекса мер, направленных на защиту прав и экономических интересов јвиации ќбщего Ќазначени€ на ”краине.
¬озникновение "јќѕј-”краина" вызвало достаточно эмоциональную реакцию в среде "организаторов" нашей сверхлегкой, легкой, спортивной и аматорской авиации, котора€ тоже, по сути €вл€етс€ јвиацией ќбщего Ќазначени€ но об этом ниже.

Ќа вопрос, почему возникла, необходимость в создании еще одной общественной авиационной организации отвечает ќлег √аврилюк, директор "јќѕј-”краина"
–абота€ с 2000 года в департаменте авиации ("”кавиатранс"), в силу служебных об€занностей, € занималс€ изучением и анализом как, с точки зрени€ авиационного законодательства летают частные пилоты за рубежом. » тут стало €сно, что организации, которые существуют на ”краине (јэроклуб "”краины", “—ќ”, и т.д) не отслеживают интересов частных пилотов и конкретно моего личного интереса, как частного пилота. ѕоэтому и возникла потребность создать авторитетную организацию, котора€ будет иметь право и главное желание отстаивать интересы своих членов перед органами государственной власти и авиационной администрации в частности. Ќа этот момент оказалось, что львовский пилот и бизнесмен √еннадий ’азан тоже имеет подобные желани€, и его волнуют эти же вопросы.   тому же, у него уже были прочные св€зи с польскими пилотами, многими авиационными организаци€ми, государственной авиационной администрацией и конкретно с "јќѕј-ѕольша". “ут уже окончательно сформировалось понимание необходимости и возможности создани€ на ”краине регионального представительства IAOPA. ћы с √еннадием ’азаном объединили усили€, привлекли к этому вопросу наших друзей, и как результат стало создание "јќѕј - ”краина". ќгромна€ помощь нам была оказана со стороны "јќѕј- ѕольша" - в предоставлении документов и правил регламентирующих лЄтную де€тельность в ≈¬–ќѕ≈…— ќћ —ќё«≈, и в ѕќЋ№Ў≈ в частности. »зучив документы мы чЄтко пон€ли, что нам нужно в ” –ј»Ќ≈, и какой путь избрать. ѕольские партнЄры нас поддержали и дали официальную рекомендацию дл€ вступлени€ в эту организацию. —ейчас ”краина стала 61-й страной мира, в которой действует организаци€ јќѕј.

„то стоит за пон€тием "частный пилот"?

¬ 2001 году комисси€ ICAO провер€ла работу "” –ј¬»ј“–јЌ—". я принимал участие в работе с комиссией, и в частном общении по вопросам "малой" авиации мы "споткнулись" в нашей документации о термин "пилот-любитель". „лены комиссии были весьма удивленны такой формулировкой - пилот "любителем" быть не может - ведь в небе льгот и скидок не бывает - дождю или ветру не объ€снишь, что ты "аматор" и летаешь в свободное от основной работы врем€. ¬о всем мире существует пон€тие "частный пилот" - пилот в полной мере обладающий профессиональными знани€ми и навыками дл€ обеспечени€ безопасности полета своего воздушного судна и остальных участников воздушного движени€. » уже в 2001 году мне удалось доказать департаменту авиационного транспорта необходимость введени€ на ”краине таких пон€тий как частный пилот -пилот PPL и свидетельство частного пилота (Private Pilot License) .

 акие первоочередные практические задачи ставит перед собой "јќѕј-”краина"?

¬ первую очередь мы должны помочь нашим частным пилотам распутать правовой клубок, который усложн€ет, а чаще не дает возможности пилотам летать и выполн€ть авиационные работы на законных основани€х.
ћинимум правил, выполнение которых необходимо дл€ полностью легитимного выполнени€ полетов авиации общего назначени€ уже обрел неофициальное название " ѕравило частных пилотов 4+1", и выгл€дит так:

1. ѕолучить свидетельство пилота PPL
2. «арегистрировать воздушное судно в национальном реестре(номера UR..)
¬ насто€щий момент в "√осавиаслужбе" проход€т согласование дополнени€ и изменени€ к "ѕравилам регистрации гражданских воздушных судов в ”краине", касающиес€ регистрации воздушных судов јќЌ.
3. ѕолучить сертификат летной годности ¬—
„ленами "јќѕј-”краина" разработаны и переданы, дл€ рассмотрени€ в "√осавиаслужбу" " ѕравила сертификации воздушных судов категории "—пециальна€" и выдачи им сертификатов летной годности". Ёти правила разработаны в соответствии с требовани€м директивы JAA и с учетом опыта IAOPA в различных странах (за основу вз€т польский вариант).
≈сли документ вступит в силу - это будет доступной альтернативой получени€ сертификата летной годности дл€ владельцев частных самолетов.

4. ќформить страховку ¬— в пользу третьих лиц

+1 ƒл€ выполнени€ авиационных работ (буксировка планеров, выброска парашютистов, фотографирование, топографическа€ съемка, ј’–, наблюдение и патрулирование, аэротакси, воздушна€ реклама, поиск и спасение, т. д) необходимо пройти обучение в сертифицированном учебном заведении √ј ”краины и получить допуск к этим работам, который заноситс€ в соответствующий раздел пилотского свидетельства.
‘актически, "пробив" все эти пункты мы сможем вполне легитимно пользоватьс€ нашим воздушным пространством.

¬опрос к јлександру ¬оронину, директору фирмы "јЁ–ќ—", одному из учредителей "јќѕј-”краина"
ѕочему с ¬ашей точки зрени€ возникла необходимость еще одной общественной авиационной организации на ”краине, и какие ее первоочередные задачи?
- Ќи одна из существующих организаций с частными пилотами не работает, поэтому и возникла "јќѕј -”краина". ќсновные задачи, которые € сейчас вижу - это решение вопросов по категории "—пециальна€", по √осударственной регистрации частных самолетов и решение проблемы с воздушным пространством. Ќеконтролируемое нижнее воздушное пространство должно быть до высоты 1500-2000 метров,(кроме, запретных зон и зон ограничени€ полЄтов), как это прин€то во всей ≈вропе. ћы должны реализовать возможность летать по "за€вительной системе" - если € выполнил все законные требовани€: имею зарегистрированный Ћј, имею действующее "пилотское", то € имею право лететь в соответствии со своими личными планами. ƒл€ этого € должен только сообщить о том, что € вылетаю и куда. ј не подавать за€вку на выполнение полЄтов за сутки и не позднее 14 часов. я не должен кого-то спрашивать "ј можно € полечу?".

¬опрос к ќлегу Ћитовченко, директору фирмы "јЁ–ќѕ–ј “", члену "јќѕј-”краина"
¬ декабре на ”краине прин€ты новые "ѕравила допуска к эксплуатации взлетно-посадочных площадок дл€ полетов легких воздушных судов", устраивают ли эти правила частных пилотов?

- Ќовые правила, оказались сложнее предыдущих, и значительно сложнее, чем в других государствах. ѕри этом уровень реальной безопасности полетов от этого не повысилс€.
¬едь что, в самом деле, нужно пилотам дл€ безопасности и надежности полетов. ¬ смысле площадок
1. –азрешение хоз€ев сесть на площадку.
2. »нформаци€ о самой площадке (длинна полосы, грунт, ориентаци€ полосы(полос), координаты, частоты, телефоны дл€ св€зи.
»де€ регистрации площадок должна преследовать именно эти цели - информационное обеспечение пилотов. ј не что-то другое (име€ в виду "комерцализацию" выдачи регистрационных свидетельств). ѕилот, име€ максимальную информацию о площадке, —јћ принимает решение приземл€тс€, там или нет. »ли подбирать другую, более подход€щую. ј дл€ этого наш ”краинский частный пилот должен иметь возможность иметь сборник с информацией об аэродромах и площадках.  ак это прин€то во всем мире. ¬ сборнике AIP ”краины есть данные только о сертифицированных аэродромах. ¬ данный момент мы начали вести работу по сбору информации о площадках и не сертифицированных аэродромах, с целью систематизации, и в дальнейшем предоставлении этой информации членам нашей организации и тем, кому она будет необходима.
ј на сегодн€шний момент мы получили "правила регистрации" площадок длинной в 31 лист. ’от€ реально все должно было уместитьс€ на один лист плюс бланк регистрации.


¬опрос к президенту "јќѕј-”краина" √еннадию ’азану:
 аким вы видите будущее организации јќѕј ” –ј»Ќј и
 акие у ¬ас планы и намерени€ на этот летный сезон?

ѕрежде чем говорить о будущем нашей организации хочу сделать небольшой экскурс в не так далЄкую историю.  огда € стал летать и налетал уже где то около 80 часов, у мен€ начал зреть вопрос к руководител€м аэроклуба " а где бумага котора€ подтверждает, что € пилот ?" Ев результате моей настойчивости мне выписали документ Е "пилот - спортсмен ƒќ—јј‘ ———–". Ќа дворе был 1999 год. —трого-настрого запретили выполн€ть посадки в аэропортахЕ со словами "самолЄты иначе будем вывозить на грузовиках". Ќа мой справедливый вопрос, - а как же предполЄтные указани€ где Ћьвовский аэропорт называетс€ как запасной ? мне дали удивительный ответ - " Ёто дл€ записи на магнитофон" — этого разговора € и пон€л, что у нас твор€тс€ "чудеса".
"„удеса" эти не заканчиваютс€ и по сей день.  ак уже говорилось выше возникновение "јќѕј-”краина" вызвало достаточно эмоциональную реакцию в среде "организаторов" нашей сверхлегкой, легкой, спортивной и аматорской авиации.  ак пример - их действи€ в момент выполнени€ нами первого международного перелЄта по ”краине посв€щенного созданию "јќѕј - ”краина".
"ќ–√јЌ»«ј“ќ–џ" умудрились издать письмо, согласно которому руководству одной общественной организации Е«јѕ–≈“»Ћ» пользоватьс€ аэродромами другой общественной организации, хот€ весь маршрут полЄта и аэродромы посадки были согласованы в ћ»ƒе ”краины, √ен. штабе и √оскомграницы, а также с начальниками клубов которые числ€тс€ в инструкции по выполнению полЄтов как "старший авиационный начальник". ћы выполнили запланированный перелЄт благодар€ частным владельцам аэродромов и площадок, которые нам были предоставлены с особой любезностью. „то касаетс€ "организаторов" то их действи€м была дана справедлива€ оценка в Ќоте протеста направленного ћ»ƒу ”краины от ѕольского посольства на действие конкретного чиновника сделавшего всЄ, дл€ срыва столь серьЄзного международного меропри€ти€.
¬от как раз реалии нашей жизни, где люди декларировавшие, что они решат проблемы јќЌ, а на самом деле €вл€лись тормозами и побудили нас объединить усили€, консолидироватьс€ в мощную организацию способную выполн€ть конкретные задачи по приведению имеющегос€ юридического хаоса в конкретные дела.


„то касаетс€ уже традиционных перелЄтов, то на этот сезон мы запланированы три перелета. ¬ начале июн€ по территории восточной части ѕольши, по маршруту
 иев(Ќаливайковка)-Ћьвов - ∆ешув - ¬аршава(√урашка) - ¬атерово ўецин - «елена √ора -≈лен€ √ура - ¬роцлав-  раков- ∆ешув - Ћьвов -  иев(Ќаливайковка)
¬ том числе принимаем участие в традиционном авиа - шоу в √урашке (возле ¬аршавы) посв€щенном 60-летию победы в ¬ќ¬, а также слЄте ультралайтов в г.  ракове.
¬ середине июл€ по ”краине уже традиционный 2 международный перелЄт. Ќамечено два варианта маршрута: дл€ самолетов и мотодельтапланов:
ƒл€ самолетов:
 иев -Ћьвов - ¬инница -Ћиман(ќдесса) - октебель - —евастополь ƒнепропетровск - ѕолтава - ’арьков -  иев. - Ћьвов (дл€ улетающих за границу иностранных бортов)
ƒл€ мотодельтапланов:
Ћьвов - ќдесса-  рым( октебель) - ировоград - Ћьвов
Ќа "мотодельтапланерную" часть перелета уже за€вилось пор€дка 10 польских мотодельтапланеристов. ѕриглашаем к участию и наших, украинских пилотов. Ќо сразу скажу, что требовани€ к участникам будут строгие, как по авиационной технике, так и по документам.
Ќа конец сент€бр€ намечен перелет в √рузию, который будет посв€щен году √рузии в ”краине. “ут есть несколько вариантов маршрутов, которые еще прорабатываютс€. ¬сЄ зависит от –оссийской стороны - если пуст€т нас вдоль „ерноморского побережь€, - маршрут будет 2000 км в одну сторону Еа не пуст€т Е. то около 4000 км. в одну сторону, через –умынию, Ѕолгарию, “урцию.
Ќа этот перелЄт уже за€вились пилоты из ѕольши, Ѕельгии и √ермании.

¬се уточнени€ и подробности можно будет узнать на нашем сайте: www.aopa.com.ua

»сточник: јќѕј