26.04.12 
ImageСитуация с расчетами отечественных авиакомпаний за полученные аэронавигационные услуги стала критической,поскольку суммы долгов каждой начали накапливаться еще со второй половины 2011года и уже достигают нескольких десятков миллионов гривен.

ЗАО "Авиакомпания "Аэросвит" задолжала Государственному предприятию обслуживания воздушного движения Украины (Украэрорух) около 33 млн. грн., а ПрАО "Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" - свыше 66 млн. грн.

Украэрорух в сотрудничестве с авиакомпаниями выступает за открытые, честные, партнерские взаимоотношения, потому всегда считается со временными проблемами украинских перевозчиков и постоянно идет им навстречу, делает многочисленные уступки, принимая удобные для них графики погашения задолженности и схемы реструктуризации долгов. Это определено политикой национального провайдера аэронавигационного обслуживания, а также стремлением и в критических ситуациях действовать в интересах авиапассажиров.

Однако рассудительность в действиях Украэроруха, очевидно, расценивается должниками ошибочно, поскольку ситуация зашла в тупик - авиакомпании "Аэросвит" и "МАУ" за ранее полученное аэронавигационное обслуживание перестали платить вообще. Размер долга этих двух авиакомпаний является причиной применения к ним процедуры расчетов по предоплате, чтобы прекратить накопление задолженности.

Недопустимо использовать государственное предприятие как кредитное учреждение для частного бизнеса.

Недополучение платы за аэронавигационное обслуживание в размере свыше сотни миллионов гривен только от этих двух перевозчиков негативно отражается на реализации важных для аэронавигационной отрасли проектов, что препятствует ее эффективному развитию. Это вынуждает Украэрорух прибегать к более действенным методам влияния на авиакомпании-должники.


Для информации

Как показывает опыт, авиакомпании охотно спекулируют темой стоимости аэронавигационного обслуживания, которое осуществляет Украэрорух, чтобы отвлечь внимание общественности от чрезмерно завышенных цен на авиабилеты при внутренних перелетах. Так смещают акценты с неудачной хозяйственной деятельности как причины своих финансовых проблем - на поиски виновных. А под угрозой прекращения Украэрорухом аэронавигационного обслуживания из-за долгов авиакомпании прибегают к проверенному методу прикрываться интересами пассажиров.

Для объективной оценки ситуации необходимо учитывать такие неопровержимые факты.

Украина находится на 20-ом месте среди 39-ти стран - членов Евроконтроля по размеру ставки платы за аэронавигационное обслуживание. Украинская ставка в размере  45,56 €  (без административной ставки Евроконтроля) является ниже среднеевропейской, что составляет около 55 €, и более чем в два раза меньше максимальной ставки - 99,27 €  (Швейцария). Меньший размер единичной ставки платы за аэронавигационные услуги по сравнению с Украиной имеют такие небольшие страны как Албания, Латвия, Мальта, Армения, Болгария, Кипр, Хорватия, Молдова, Венгрия и Ирландия. Почему отечественным авиакомпаниям "дорого" летать только в Украине, а в Европу, где стоимость услуг провайдеров аэронавигационного обслуживания значительно выше, - не дорого?

Расходы на аэронавигационное обслуживание никогда не являлись определяющими в общей статье расходов авиаперевозчика. Доля стоимости услуг за аэронавигационное обслуживание в общей стоимости билета, продаваемого авиакомпанией на внутренний перелет по Украине, составляет от 3% до 5%, а на международный перелет еще меньше. И стоимость аэронавигационного обслуживания одного рейса покрывается за счет трех-четырех билетов эконом-класса или за полтора билета бизнес-класса. Наивно выглядят многократные попытки авиакомпаний убедить авиапассажиров, что именно аэронавигационные расходы стопорят их большой бизнес.

Украэрорух имеет законные права прибегать к радикальным мерам по приостановлению аэронавигационного обслуживания рейсов авиакомпаний-должников. Это предусмотрено соглашениями между провайдером и авиаперевозчиками и пунктом 4 статьи 36 Воздушного кодекса Украины: "В случае неуплаты должником не обжалованного в установленный срок счета к нему могут быть применены меры по возмещению долга, включая задержание воздушного судна и прекращение обслуживания воздушных судов должника после окончания трехдневного срока со дня получения должником соответствующего письменного предупреждения, а также при отсутствии обоснованных причин продления сроков уплаты долга". Поэтому законные методы влияния никак нельзя расценивать как давление Украэроруха на перевозчиков.

Злостным неплательщиком авиакомпания "МАУ" стала со сменой владельца после продажи государственного пакета акций (61,58%) частным учредителям. С тех пор "МАУ" демонстрирует тактику, традиционную для авиакомпании"Аэросвит". Это свидетельствует о кризисе управления и показывает неспособность или нежелание вести эффективную хозяйственную деятельность и строить партнерские отношения с государственным предприятием. Довольно искать внешние причины недобросовестного финансового поведения авиакомпании"МАУ", поскольку они кроются во внутренней плоскости.

ЗАО "Авиакомпания "Аэросвит" постоянно находится в процессе судебной волокиты с органами власти, пытаясь получить от государства преференции в виде скидок в оплате аэронавигационных услуг. Однако любая дифференциация стоимости таких услуг является дискриминационной по отношению к другим авиаперевозчикам, в частности зарубежным, что противоречит национальному законодательству и европейским нормам. Это будет прямым нарушением международных обязательств, которые взяло на себя государство Украина, ратифицировав законы о вступлении в Европейскую организацию по безопасности аэронавигации (Евроконтроль). Попытка "Аэросвита" любой ценой переложить часть своих расходов на плечи других авиаперевозчиков и партнеров является примером недобросовестного ведения бизнеса.

Тенденцией стало также удовлетворение любых исковых требований ЗАО "Авиакомпания "Аэросвит" в судах первой инстанции. Так кого же в этой ситуации защищает судебная ветка власти - государство и его интересы или частный бизнес?

Пресс-служба Украэроруха