24.10.06 
Image  Аэропорты | Борисполь
Киев, Октябрь 24 (Новый Регион, Олег Савельев) – В киевском аэропорту Борисполь в очередной раз может смениться власть. Информация об этом активно циркулирует в кулуарах Минтранса и Кабмина. Многострадальное кресло руководителя главных государственных воздушных ворот остается лакомым кусочком для многих предприимчивых чиновников. По слухам, в качестве нового руководителя коллективу может быть представлен скандально известный чиновник из Украинской авиационной транспортной компании Николай Маяк.

Господин Маяк – личность в украинской авиации легендарная: авиаторы, которым «посчастливилось» работать под его руководством, косвенно обвиняют его в целой серии катастроф и трагедий, а также приписывают ему откровенное разбазаривание летного парка грузовой авиации страны. Николай Маяк проходит по четырем уголовным делам, возбужденным украинской прокуратурой. Все они связаны с незаконной продажей самолетов и двигателей, а также недополучением государством прибыли. Но об этом чуть позже, сейчас все по порядку.

В конце 1997 года на Украине создается авиационная транспортная компания. Маяка назначают ее президентом, как поговаривают, не без покровительства тогдашнего министра обороны Александра Кузьмука. УАТК получает в собственность полторы сотни грузовых лайнеров, отработавших или дорабатывающих свой ресурс, вертолеты, двигатели и три мощных аэродромно-технических комплекса. Уже через год эта машина начинает нещадно выжимать из оставленного Советским Союзом наследства миллионы долларов на международных грузовых перевозках. И практически сразу же попадает на первые полосы мировых газет в связи с трагедиями, происходящими одна за другой.

В 1998 году грузовой ИЛ-76 при заходе на посадку разбивается в Эритрее (Эфиопия). Как рассказал один из бывших сотрудников УАТК, по понятным причинам, просивший не называть его фамилию, летчики, как и самолет, были обречены на гибель из-за жадности и бездарности руководства еще до взлета. Самолет выполнял рейс из Софии в горный аэропорт, заход на посадку с одной стороны крайне сложный из-за скал. А с плоскогорья дул сильный попутный ветер, и командир экипажа решил, что ему может не хватить полосы для торможения. Лайнер был под завязку заправлен горючим, чтобы сэкономить на дозаправке: в Болгарии тонна горючего стоит в два раза дешевле, чем в Африке. Из-за перегруза он начал снижаться быстрее, чем ожидалось, и зацепился крылом за скалу. Девять человек погибли. Всю вину, как обычно, свалили на погибших летчиков, они ведь не скажут, что их заставили лететь с полными баками...

Николай Маяк по своим функиональным обязанностям отвечал за организацию работы технического отдела, утилизацию авиационной техники, и курировал сотрудничество с Демократической Республикой Конго. УАТК начинает сотрудничество с Минобороны Конго в конце девяностых, и это сотрудничество, судя по официальным данным, принесло компании многомиллионные ... убытки.

Африканская республика, раздираемая гражданскими войнами, активно пользуется услугами украинского перевозчика. Перевозилось все – танки, оружие, бронетранспортеры, пушки, войска, беженцы, партизаны. По словам летчиков, грузовые самолеты были похожи на трамвай в час-пик. В лайнер набивалось до четырехсот человек, негры с заряженными автоматами летели стоя, как селедки в бочке. Именно в Конго произошла очередная трагедия, в замалчивании которой вновь фигурирует имя господина Маяка. Во время одного из рейсов на высоте 7 тысяч метров в лайнере происходит разгерметизация. Люди просто вылетают из самолета и разбиваются в джунглях. По официальным данным, в самолете летели всего 150 человек – гвардейский полк конголезского президента. Поскольку летели они в носовой части, то выжили. Остальные пассажиры летели «зайцами». А раз не летели официально, значит, не разбились. Число жертв, по данным компании, не превысило 7 человек.

В Конго из Киева срочно вылетает следственная группа для выяснения причин произошедшего, а также для проверки активов компании. В разгерметизированном самолете они работают ровно 7 минут, после чего представители Минобороны Конго «вежливо» препроважают их в отель, сославшись на распоряжение руководства. Естественно, что этим руководителем оказался Николай Маяк. В отеле они две недели «расследуют» причины ЧП, а в это время в самолете латают дыры, чтобы скрыть следы разгерметизации люков. По неафишировавшейся вресии летчиков, на борту разорвалась граната, перевозимая воюющими неграми. О том, что Маяк препятствует расследованию было поставлено в известность руководство Службы Безопасности Украины. Однако никаких мер против него принято не было.

А УАТК страшно убыточна. За пять лет, с 1998 по 2002 – 29 миллионов гривен убытков. Одни только друзья из Конго увеличивали каждый год свой долг на миллион долларов. И что, разве это повод перестать с ними работать? Нет. Деньги возятся чемоданами. Об этом свидетельствует история с обнаружением 330 тысяч долларов в грузовом отсеке самолета. Бориспольские таможенники обнаружили их аккуратно упакованными в картонных коробках. Говорят, руководитель УАТК Николай Маяк случайно договорился с другой таможенной сменой, и дежурившие в тот день, были не в курсе ценного груза. Снова всех отмазали.

Плевать руководство хотело и на технику безопасности. В самолеты ИЛ-76 «впихивают» КРАЗы, которые не входят по габаритам, бронетранспортеры, краны. Из компании убирают всех профессионалов, пытавшихся остановить бесконечное заколачивание денег ценой риска жизни пилотов. УАТК пыталась заработать в Камеруне, откуда надо было тихой темной ночью, без сигнальных огней, вывезти из гор партизан, попавших в окружение правительственных войск. Все пилоты отказались, заказ попал к азовскому авиапредприятию, чьих летчиков через пару месяцев выкупали из тюрьмы в Зимбабве.

Параллельно с авиакатастрофами разбазаривается летный парк. Все исправные машины продаются по дешевке и без аукционов. По данным «Украины криминальной», три АН-26 отправились в Конго за 600 тысяч долларов. Всего за пять лет Маяк продал 24 наиболее исправных самолета. Четыре планера Ил-76 и 4 двигателя Д-ЗАКП – сумма контракта – 8 миллионов 134 тысячи долларов. Плюс 12 двигателей той же марки – 3 миллиона 762 тысячи долларов. Определить реальную их стоимость теперь невозможно, как и ущерб, нанесенный государству.

Николая Маяка называют «буфером» всех процессов, которые происходили в компании: даже после понижения в должности до вице-президента, он рулит заказами и по-прежнему вхож в кабинет министра обороны Кузьмука. Только после отставки последнего, в октябре 2003 увольняют и Маяка. Он становится основателем коммерческого предприятия «КИМ», но контора так и не начинает работать. Тогда он инициирует свое назначение руководителем государственной авиакомпании «Украина». Однако через некоторое время Кузьмук вновь становится министром обороны, а Маяк назначается в УАТК. Но на рабочее место его не пускают, а чехарда с правительствами заканчивается оранжевой революцией.

По оперативным данным, господин Маяк фигурирует в четырех уголовных делах, возбужденных украинской прокуратурой. И, судя по скорости расследования, будет «фигурировать» еще неизвестно сколько. Авиационные дела, почему-то расследуются прокуратурой крайне медленно, хотя дела касаются, в частности, незаконной продажи машин, недополучения госбюджетом прибыли и утилизации отработавшей свой век техники – как раз те области, за которые отвечал Николай Маяк во время работы в УАТК. Прокуратура, ссылаясь на то, что следствие еще ведется, информацию по делам, в которых фигурирует господин Маяк, не предоставляет. Вся информация является тайной следствия и закрыта для общественности.

По некоторым данным на сегодняшний день Николай Маяк является соучредителем почти десятка авиационных фирм, в частности – «Аэротрек». После многочисленных инцидентов и скандалов в УАТК он перестал быть публичной фигурой.

Десятки летчиков судятся с Украинской авиационной транспортной компанией, часть исков уже дошла до Страсбурга. Среди претензий – нарушение прав сотрудников, невыплата командировочных, зарплата в конвертах черным налом, нарушение трудового законодательства. Очевидно, что порочная система была заложена руководством сверху.

Остается лишь догадываться, что может произойти с главными воздушными воротами страны в случае прихода к власти человека, развалившего украинскую грузовую авиацию, чьи руки по локоть в крови.

Источник: «Новый Регион – Украина»