04.12.06 
Министерство транспорта и связи намерено вернуть в госсобственность ключевые аэропорты, находящиеся в собственности коммунальной
На прошлой неделе руководство Минтранссвязи озвучило свое намерение вернуть из коммунальной собственности в государственную некоторые международные аэропорты Украины. Об этом рассказал новоназначенный заместитель министра транспорта и связи Украины по вопросам авиации Анатолий Колесник (см. “Блиц-интервью” на стр.109). Ранее министр транспорта и связи Николай Рудьковский заявлял, что возвращать все 19 международных аэропортов никто не будет. “Это должны быть стратегически важные для Украины аэропорты, такие как Одесский, Львовский (странно, он и так в госсобственности. — Ред.), Днепропетровский, Донецкий, Харьковский, киевские, возможно, Ужгородский”, — уточнил министр, добавив, что инициативу уже лично одобрил премьер-министр Виктор Янукович.

По данным БИЗНЕСа, в предварительном списке “на возвращение” фигурируют также Симферопольский, Сумской и Луганский аэропорты. Замминистра уточнил, что окончательный список “возвращенцев” появится лишь после того, как идея Минтранссвязи будет обсуждена с нынешними “хозяевами” аэропортов. Напомним: в ведение местных властей “воздушные ворота” передавались (соответствующими постановлениями Кабмина) в июле 2001 г. по инициативе тогдашнего министра транспорта Валерия Пустовойтенко.

Предполагалось, что на балансе своих областей они пробудут недолго и в течение полугода будут приватизированы, а несколько “наиболее важных для Украины аэропортов — “Борисполь”, “Киев” (Жуляны), “Симферополь”, “Донецк”, “Одесса”, “Львов”, “Днепропетровск” до 1 апреля 2002 г. — корпоратизированы. Не сложилось…

Согласно законодательству, для возврата в госсобственность аэропорта необходимо, чтобы решение о передаче было принято на заседании облсовета.

По мнению президента Ассоциации “Аэропорты Украины” Анатолия Троценко, как раз на это рассчитывать и не стоит. “Минтранссвязи ведь собралось забирать весьма прибыльные предприятия, и добровольного согласия местные власти на это не дадут”, — уверен г-н Троценко.

Аэропортовцы Донецка, Одессы и Львова, с которыми удалось пообщаться БИЗНЕСу, предпочли дружно “затаить дыхание и подождать”, поэтому соглашаются комментировать инициативы Минтранссвязи лишь неофициально.

Представитель аэропорта “Львов” уточнил: “Главное, чтобы после передачи не отбирали в госбюджет 50% прибыли”. А донецкий авиатор сообщил, что аэропорт “будет поддерживать эту идею, если увидит конкретную статью госбюджета с финансовыми вливаниями в развитие аэропортов”. Развивать есть что.
По данным Минтранссвязи, на реконструкцию и развитие восьми ключевых аэропортов Украины требуется около $ 1,5 млрд (см. “Объем инвестиций, которые…” на стр.108). Более половины этих средств уйдет на приведение в порядок сооруженных еще в 1980-х годах взлетно-посадочных полос.

Где государство намерено достать такие деньги, ни г-н Рудьковский, ни его заместитель не уточняют. “У местных органов власти нет или долго не будет средств для приведения аэропортов в нормальное состояние, а государство может привлекать дешевые кредитные средства”, — уверен Николай Рудьковский.

Правда, за всю историю независимой Украины кредитные средства для отечественных “воздушных ворот” удалось привлечь лишь однажды — в 2004 г. для государственного международного аэропорта “Борисполь” кредит на строительство терминала в размере $ 170 млн на 30 лет с отсрочкой платежа на 10 лет дал Японский банк международного сотрудничества. Да и эти кредитные ресурсы по сей день толком не используются.

Заинтересованные — об инициативе Минтранса

Юрий Мирошников (43),
президент ЗАО “Международные авиалинии Украины” (г.Киев; с 1992 г.; объем перевозок пассажиров в 2005 г. — 870 тыс.чел.; доход в 2005 г. — $ 161 млн):

— Есть разные варианты управления аэропортами. Нельзя сказать, что госсобственность — это однозначно хорошо или что муниципальная собственность — это плохо.

Все зависит от обстоятельств. Но в Украине есть ряд примеров, когда местная власть, в ведении которой находился аэропорт, оказывала чрезмерное влияние на деятельность предприятия. МАУ, “АероСвіту” и еще нескольким компаниям в свое время запрещали летать из Днепропетровского аэропорта в Турцию. И днепропетровским пассажирам приходилось ездить в Запорожье и лететь нашими же рейсами, потому как весь спрос в том регионе из Днепропетровска. Аэропорт был тогда муниципальный, и ни Минтранссвязи, ни Госавиаслужба ничего не могли сделать. Примерно такая же ситуация сейчас с приемами рейсов во Львовском аэропорту. Такое случается тогда, когда аэропорт некой пуповиной соединен с авиакомпанией. Для аэропорта выгоднее, когда к нему присылают самолеты больше авиакомпаний.

Анатолий Троценко,
президент Ассоциации “Аэропорты Украины” (г.Киев; объединяет 30 отечественных аэропортов гражданской авиации; с 1998 г.):

— Передача аэропортов в коммунальную собственность была ошибкой. Правильнее было бы, чтобы основные аэропорты Украины находились в собственности государства. Но это пока только пожелания Минтранссвязи, и для передачи аэропортов из коммунальной в государственную собственность, необходимо соответствующее постановление правительства. Подобные идеи о передаче, например, Донецкого или Одесского аэропортов в госсобственность витают давно, но местные власти этого не допустят. Тому есть несколько причин. Во-первых, эти предприятия прибыльные, они участвуют в наполнении местных бюджетов. Во-вторых, это престиж для города. Да и слишком уж с большим трудом местные власти добивались в свое время для своих аэропортов статуса коммунальных. Прямо через Кабмин, в обход “авиавластей” страны.

Источник: газета "Бизнес"