11.05.07 
С начала 2008 г. украинские авиакомпании должны перейти на систему электронных билетов. Если отечественный рынок продаж авиабилетов не перейдет на новые 'правила игры', это может привести к тому, что украинцы не смогут напрямую летать в Европу и США.

Судя по всему, изменения на украинском рынке электронных авиабилетов уже не за горами. Если до конца года компании не освоят эти технологии, их просто отключат от систем бронирования, поскольку 1 января 2008 г. украинские авиаперевозчики обязаны перейти на систему электронных билетов. Напомним, что эту дату утвердила Международная ассоциация авиатранспорта (IATA) для всех авиакомпаний мира в качестве последнего срока внедрения новой технологии e-ticketing.

Проект появился еще в конце 90-х гг. и считался отличительной чертой ведущих перевозчиков. Вместо получения традиционного бумажного билета пассажир при покупке просто вносится в электронную базу данных, а на руки ему выдают листок с номером бронировки, маршрутом следования и датой полета. В аэропорту достаточно будет предъявить паспорт, чтобы попасть на рейс.

Те, кто уже пользовался этой технологией, признают, что преимущества ее действительно велики. Во-первых, упрощение процедуры регистрации. В базе данных уже есть вся информация о пассажире, достаточно только нажать кнопку для распечатки посадочного талона. Во-вторых, возможность бронирования и покупки билетов при помощи интернета. Кроме того, электронный билет невозможно потерять. Все данные находятся в централизованной базе данных, где отслеживаются все операции, включая полет, обмен билета, возврат и другие действия.

Для авиакомпаний эта технология также сулит существенные удобства. Экономия в среднем составляет $9, которые перевозчики тратят на бланк билета и его обработку. В целом по авиаиндустрии сокращение затрат должно составить $3-4 млрд. Собственно проект активно стал продвигаться на рынок именно из-за его экономической привлекательности для перевозчиков.

По словам регионального представителя ИАТА в России и СНГ Дмитрия Шамраева, доля электронных билетов в международной системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (BSP) уже достигло 54%. При этом динамика такова, что количество электронных билетов за последние два года увеличивается в среднем на 5% в месяц. А в некоторых регионах, например, Америке и Европе их доля достигает 90%.

К июлю 2006 г. на новую систему перешли 156 авиакомпаний, на долю которых приходится 87% мировых авиаперевозок. Однако, несмотря на грозные предупреждения о возможной изоляции целого региона планеты со стороны мирового сообщества, Украина и страны СНГ упорно сопротивляются новой технологии. И причин тому несколько.

Во-первых, по украинскому законодательству авиабилет является документом строгой отчетности. Эту проблему решили обойти благодаря выдаче дополнительных документов: либо кассового чека, либо бумажного билета. На Западе таких требований нет, что упрощает пассажирам жизнь. За рубежом, если вы отправляетесь в командировку, в бухгалтерии у вас примут распечатку электронного билета, а вот отечественные бухгалтеры требуют материальных подтверждений. Сейчас этот момент согласовывается на уровне министерств, но однозначно можно констатировать, что эта формальность уже преодолена.

Второй немаловажный момент - это контролирующие органы на границах. Для таможенников и пограничников требуется документ, подтверждающий намерение пассажира пересечь границу. Им является билет, имеющий несколько степеней защиты. Благодаря усилиям авиационных властей Украины и это препятствие преодолено, на границе уже можно просто предъявить паспорт и посадочный талон на самолет, чтобы спокойно следовать по своему маршруту с электронным билетом.

Но самый главный барьер - это освоение собственно самой технологии продаж электронных билетов. На первый взгляд она не настолько сложна и дорога. Около $100-200 тыс. на одну авиакомпанию, но за этими тысячами скрываются гораздо большие расходы на организационные мероприятия, поскольку для внедрения e-ticketing не достаточно просто поставить новые компьютеры и перейти на другую программу оформления билетов. Электронный билет кардинальным образом меняет психологию продаж, работы касс и взаимодействие с агентами.

Видимо поэтому многие перевозчики и не спешили переходить на электронные билеты. Срабатывал стереотип: технология слишком сложна, она не согласована с действующим законодательством, и поэтому ее 'притормозят' на самом высоком уровне. Однако на Западе были совсем другого мнения. Угрозы посыпались еще два года назад. И украинских и российских перевозчиков предупредили, если они не пересмотрят свое отношение к электронным билетам пространство СНГ просто 'отключат от мира'. Значение этой формулировки многие не понимали, но им доходчиво объяснили.

'Еще в прошлом году наши партнеры, ведущие западные авиакомпании, нас предупредили, если МАУ не перейдет на технологию электронных билетов, с нами попросту разорвут интерлайн и код-шеринговые соглашения. На практике для пассажира это означает, что если он летит по маршруту Киев-Франкфурт-Чикаго, то на участке Киев-Франкфурт мы ему выписываем билет на своем бланке, а далее пассажиру придется идти в кассы нашего партнера и выписывать билет на участок перелета между Франкфуртом и Чикаго. Во-первых, это не удобно для пассажира, во-вторых, это существенное увеличение стоимости авиабилета, иногда даже в разы. Естественно мы сделали все возможное, чтобы избежать таких проблем и перешли на новые технологии', - говорит президент МАУ Юрий Мирошников.

С прошлого года на систему электронных билетов в Украине перешли две компании 'Аэросвит' и МАУ, еще несколько объявили о своей готовности к запуску новой технологии. Примечательно, что в РФ ситуация еще хуже. Там авиакомпании только начинают переходить на e-ticketing и, по признанию руководства того же 'Аэрофлота', до конца года они не успеют ее освоить, поэтому готовятся к самому худшему.

Но самое интересное в другом. Отечественные перевозчики и туроператоры уже придумали вариант относительно безболезненного освоения новой технологии. Она действует только на определенных рейсах и в кассах определенных агентств. На остальных маршрутах ее обещают представить в ближайшее время, но уже сейчас прослеживается тенденция: на тех направлениях, где санкции отечественным компаниям не грозят (например, на рейсе Киев-Мариуполь или Киев-Батуми), электронный билет не вводится.

Еще один интересный способ обойти директиву IATA - это договоренности между туркомпаниями. Те, кто не имеет средств или возможностей запустить технологию продаж электронных билетов, договариваются с более крупными операторами. 'Пассажир или кассир туркомпании заходит на сайт, например, нашей компании, там ему предлагается специальная форма оформления электронного билета. После введения всех необходимых данных о путешествии и оплаты, выписывается электронный билет. Хитрость тут в том, что для пассажира билет оформляется через нашу компанию и наш сайт, а фактически все процедуры осуществляются через сайт нашего партнера, который имеет доступ в глобальные системы бронирования, скажем Amadeus, который подключился к технологиям выписки электронных билетов, просто мы выступаем, как субагент в Интернете, но этого пассажир просто не видит, ему собственно это и не надо, главное чтобы билет был выписан', - говорит директор одной из киевских туркомпаний.

По признанию операторов рынка, именно таким образом многие мелкие компании сейчас пытаются обойти дополнительные требования к агентам по продаже авиабилетов. Впрочем, без освоения новых технологий им не обойтись. Уже сейчас в Госавиаадминистрации обсуждаются варианты изменений правил сертификации агентств по продаже авиабилетов с учетом освоения новых электронных технологий. Ожидается, что они появятся к осени.

Антон Терентьев

Источник: ugmk.info