18.07.07 
Недавно на совещании у Вице-премьер-министра Андрея Клюева было принято решение о создании рабочей группы с привлечением специалистов Министерства транспорта и связи, местных органов власти и менеджеров аэропортов для подготовки концепции модернизации и реконструкции воздушных гаваней.

-В связи с увеличением объемов авиаперевозок и повышением требований к безопасности полетов украинские аэропорты нуждаются в более качественной работе, которая отвечает современным международным стандартам. Для приведения отечественных аэропортов к принятым во всем мире стандартам и возможности эксплуатации самолетов типа „Боинг-767”, „Боинг-747”, „Аэрбас-320” большинство украинских аэропортов нуждаются в реконструкции или строительстве новых взлетных полос и мест для стоянки самолетов.

В Украине 34 аэропорта, из которых 23 имеют международное значение, но ни один из них не отвечает международным стандартам. При этом 8 аэропортов считаются стратегическими: „Борисполь”, „Киев – Жуляны”, „Львов”, „Донецк”, „Харьков”, „Одесса”, „Симферополь”, „Днепропетровск”. Потому подготовка Правительством концепции аэропортового хозяйства, в которой будет структурирована сеть украинских аэропортов, станет стимулом для более эффективного использования транзитного потенциала государства.

Реконструкцию пассажирских терминалов и строительство новых взлетных полос планируют осуществлять как за счет государственного бюджета, так и за счет инвестиций. По прогнозам, общая стоимость работ, связанных с модернизацией существующих в Украине аэропортов, оценивается в 876 миллионов долларов.

Еще в 1996 году в рамках программы технической помощи Евросоюза TACIS был сделан вывод, что Украине нужен один национальный аэропорт-хаб на базе „Борисполя” и семь региональных аэропортов. На „Борисполь” приходится 64% всех украинских авиаперевозок. Но количество пассажиров, которых принимает главный аэропорт Украины, в ни какое сравнение не идет с наибольшими зарубежными аэродромами. Если в прошлом году „Борисполь” принял до 5 миллионов пассажиров, то лондонский аэропорт „Heathrow” за год принимает около 70 миллионов пассажиров. Увеличить количество авиаперевозок можно за счет расширения пропускных возможностей терминалов, улучшения системы, которой должен владеть аэропорт-хаб, и качества сервиса. Так, после реконструкции, аэропорт в Праге увеличил количество авиаперевозок в шесть раз.

Кроме того, Украине необходим грузовой хаб, к которому самолеты будут доставлять грузы азиатского направления. Для этого планируют большой логистический центр в Узине Белоцерковского района Киевской области. О своем желании принять участие в будущем проекте заявило несколько зарубежных партнеров. Среди них, например, немецкая „Lufthansa”, а также сингапурские и китайские компании. Украинским областным центрам тоже нужны грузовые аэродромы. Потому уже перепрофилировались на грузовые авиаперевозки аэропорты Центральной и Восточной Украины. К ним партия грузов из Китая может быть доставлена за 8 – 10 часов и сразу перенаправлена авиатранспортом, железной дорогой или водным транспортом по Украине или за границу. Но для развития этого направления нужны инвестиции. Потому Правительство планирует внедрять правила привлечения средств частных инвесторов в развитие аэропортов. Большинство аэропортов находятся в коммунальной собственности местных органов власти. Запрещенным для приватизации остался только аэропорт „Борисполь”. В распоряжение городских и областных Советов перешло все имущество аэропортов включительно со взлетной полосой. Во многих странах взлетная полоса как стратегически важный объект остается в собственности государства. Понимая это, Министерство транспорта и связи Украины предлагает вернуть крупные аэропорты в государственную собственность.

Прогнозируется, что уже в начале 2008 года будет унифицировано законодательство в авиационной отрасли между Украиной и Евросоюзом, и украинскими аэропортами заинтересуются зарубежные инвесторы. И если Правительство эффективно структурирует сеть украинских аэропортов и сделает прозрачной фискальную политику, закрепив ставку налога на землю, то аэропорт-хаб „Борисполь” и международные украинские аэропорты смогут ослабить нагрузку на европейское небо.

Департамент коммуникаций власти и общественности Секретариата Кабинета Министров Украины

Источник: КМУ