26.07.07 

Ловля самолетов

«Тут снимать нельзя!», - прокричал охранник, облокотившись на ограду площадки для военных самолетов в Борисполе под Киевом. Такой холодный прием обычно встречают плейнспоттеры (от англ. Spot — увидеть, опознать) — люди, которые фотографируют самолеты в аэропортах и отслеживают их перемещение. Смысл этого хобби, зародившегося еще в конце 1980-х годов, простой. «Это очень красиво», - объясняет один из киевских любителей «ловли» самолетов Игорь Лесив, начавший фотографировать в прошлом году. Кроме того, самые удачливые могут на этом заработать. «Большинство фотографий, размещенных в авиационных журналах, сделаны споттерами», - объясняет Лесив. Обычный снимок можно продать за 5-20 долларов. Были случаи, когда фотография уходила по цене около 1 тыс. долларов. К примеру, один из зарубежных споттеров снял на взлете самолет, у которого загорелись оба двигателя.

О размахе этого хобби свидетельствует то, что на крупнейшем сайте споттеров www . airliners . net размещено более 1,3 млн. фотографий, всего же споттерством занимается не менее 15 тыс. человек по всему миру. Украинцев среди них едва насчитывается два десятка. «У нас это все пока в зачаточном состоянии», - говорит студент Александр, который также увлекся этим занятием.

Долой приватность

«Охранники нас недолюбливают – если ты снимаешь, значит подозрительный», - говорит Игорь. За рубежом эту проблему решили: службы охраны аэропортов, не сумев изгнать споттеров, оборудовали для них специальные площадки и поручили заодно следить за порядком возле взлетно-посадочных полос. В Борисполе жизнь споттеров наоборот усложнилась: в прошлом году вдоль взлетно-посадочных полос установили сетку высотой около полутора метров. Когда ее не было, выходили более удачные кадры. Но и это не останавливает любителей фотографии. «Вон видите куча песка? Там будут новый терминал строить. Так вот я на нее люблю взбираться, оттуда все видно как на ладони», - показывает Лесив свои излюбленные места съемки возле Борисполя. Он ездит сюда на велосипеде, поскольку на машине добраться по бездорожью не так просто.

«Все начинается с фотографии, а заканчивается судьбой самолета. Его перемещение можно отслеживать по фотографиям других споттеров, а потом через пару месяцев смотришь на фото – а он уже лежит разрезан», — говорит Лесив.

С помощью споттерских усилий можно отслеживать перемещение по миру самолетов политиков и бизнесменов. Для этого, правда, нужно узнать бортовой номер самолета. В России с этим проще: на сайте Министерства транспорта страны размещены номера самолетов, принадлежащих бизнесменам. Украинское министерство такие сведения не публикует. Поэтому перемещение богатейших людей России отследить намного легче. К примеру, огромный 360-местный самолет российского бизнесмена Романа Абрамовича Боинг 767-33A/ER (известный под именем «Bandit») споттеры заметили 3 марта в аэропорту Лондона. Тогда Абрамович прилетел смотреть футбольный матч «Челси – Портсмут». 24 марта его самолет сфотографировали на Кипре, 27-го — в Канаде, а 29-го — в Москве.

Споттеры отследили и перемещение первых лиц Украины. «Самолет улетает домой в Киев с Президентом Ющенко», - гласит подпись на споттерском сайте под изображением «ИЛ-62» Государственного авиапредприятия «Украина», который был сфотографирован 21 июня в Брюсселе. Там Президент встречался с руководством Евросоюза. Самолет с Ющенко также неоднократно фотографировали в Польше, Швейцарии и Нидерландах. А в марте этот же самолет поймал в свой объектив российский споттер в Китае. Тогда «Ильюшин» увозил из Пекина спикера Верховной Рады Александра Мороза.

Цена хобби

Чтобы получать качественные кадры, ориентировочная стоимость оборудования споттера должна составлять не менее 2 тыс. долларов. «Это занятие - хорошее оправдание покупки дорогой фотоаппаратуры», - уверяет Лесив. Правда, еще один киевский споттер — Андрей Логинов успешно фотографирует стареньким пленочным Зенитом. Но тут есть существенное неудобство – проявка и печать фотографий требует дополнительного времени и денег в отличие от цифровой камеры. «Я собрал большую коллекцию фотографий, но при размещении их на форумах коллеги с цифровыми камерами меня опережают», - говорит он. Андрей специально изучает расписание полетов, прежде чем выехать на место съемки. «Раньше снимал все подряд, а теперь начинаю выбирать что-то отличающееся», - объясняет он. Неинтересно бездумно снимать самолеты и Игорю Лесиву: «Сначала просто фотографируешь, а потом начинаешь искать ракурсы. Например, удачным считается заснять сразу два самолета – один идет на взлет, а другой на посадку».

Трагических инцидентов с самолетами в киевских аэропортах — Борисполе и Жулянах — споттеры не припоминают. Правда, Лесив вспоминает случай в 80-х годах, когда грузовой самолет АН-12, перегруженный мандаринами, не долетел 100 метров до взлетно-посадочной полосы аэропорта «Борисполь» и рухнул в поле. Один из членов экипажа погиб. «Грузовые самолеты часто пренебрегают правилами и загружают на несколько тонн больше, чем положено. Так случилось и в тот раз. Тогда весь Борисполь таскал мандарины с разбитого самолета», - рассказывает Игорь. Правда, споттеры тогда еще не появились.

Украинские любители самолетов считают почетным разместить свои снимки на www . airliners . net . «Это как выход в свет, как определенное признание», - говорит авиационный фотограф Антон. Он – один из немногих украинцев, кому удалось разместить на этом сайте свои снимки. Правда, он себя споттером не считает: «Споттеры просто отслеживают самолеты, чтобы показать – я тут был и его видел. Их цель – снять самолет на голубом фоне. Мне так не интересно», - говорит он.

Размещенные на сайте снимки продаются и владельцы ресурса неплохо на этом зарабатывают. Споттерам же от этого перепадает не так много. «На моем счету сейчас всего 50 центов», - сокрушается он.

Хобби, посвященное фотографированию самолетов, выросло до того уровня, когда зарубежные споттеры специально путешествуют с целью заснять что-то уникальное. К примеру, иностранцы приезжали в Киев, чтобы сфотографировать последний оставшийся в Украине АН-22. Пользуются популярностью и самолеты с неординарной раскраской: например, киевские споттеры обожают ярко-зеленый самолет авиакомпании «Сибирь».

Приверженцы этого вида хобби с удовольствием привлекают друзей и родственников. Многие приезжают на съемки целыми семьями. «Это намного лучше, чем пить пиво и лежать на диване», - улыбается Лесив.

Источник: Газета 24