21.12.07 
Украина и Европейский Союз начали официальные переговоры по созданию совместного авиационного пространства, призванного либерализовать доступ авиакомпаний на рынки стран - участниц соглашения. По рыночным законам приход в нашу страну более сильных европейских компаний приведет к повышению качества обслуживания пассажиров и позволит cнизить стоимость полетов. Помешать экспансии low cost-перевозчиков в Украину могут разве что местные чиновники.

ЕС обещает выгоды всем
Сейчас воздушное сообщение между Украиной и странами ЕС осуществляется на основании двусторонних правительственных соглашений - между нашим государством и каждой страной Евросоюза. Чтобы запустить полеты по маршруту, авиакомпания сначала должна получить согласие авиационных властей своего государства, а затем - разрешение на полеты страны следования. Часть двусторонних договоров предполагают ограничения по количеству рейсов, устанавливают отдельные требования к вместимости самолетов и даже количеству назначенных перевозчиков на отдельном маршруте. Таким образом, доступ иностранных компаний на украинский рынок, равно как и наших на европейские, жестко ограничен условиями соглашений.

Подписание договора о совместном авиационном пространстве с ЕС должно снять административные ограничения на организацию маршрутов. Авиакомпании обеих сторон получат право обслуживать рейсы без специального позволения авиационных властей. Будут также сняты лимиты на количество перевозчиков, рейсов и перевозимых пассажиров по каждому из маршрутов. «Предполагается, что все страны - участницы совместного авиационного пространства станут применять единые стандарты и принципы работы, что принесет выгоды как авиакомпаниям - благодаря более легкому доступу на рынки, более широким возможностям для отраслевого сотрудничества, так и потребителям - за счет более высоких стандартов безопасности», - пояснили «ДС» в представительстве Европейской комиссии в Украине.

Авиаторов поддержит АМК
Впрочем, обещанное ЕС равенство возможностей европейских и украинских авиаперевозчиков после подписания соглашения о совместном воздушном пространстве может оказаться фикцией. «Чтобы соревноваться с европейскими компаниями - более эффективными и развитыми, с высокой капитализацией - украинским придется значительно повысить свои стандарты. Численность флота и маршрутные карты отечественных компаний ставят их в проигрышное положение, особенно в конкуренции с low cost-перевозчиками, которые, вероятно, добавят Украину в свой маршрутный лист как одно из уикенд-направлений. Новые конкурентные условия повлекут для наших перевозчиков сокращение присутствия на рынке. С другой стороны, полная либерализация рынка может стимулировать значительный его рост. Кроме того, Украина закрепится на туристической карте», - говорит региональный директор консалтинговой компании Oxford Business Group Паулис Кунцинас. Главное преимущество low cost-перевозчиков - низкие тарифы (цена билета у них может быть до десяти раз ниже, чем у традиционной авиакомпании). Существенно снизить стоимость билетов им позволяет минимизация расходов. К примеру, они не предлагают пассажирам бесплатной еды, производят посадки не в центральных, а в соседних аэровокзалах, где меньше аэропортовые сборы и т. д.

Однако отечественные авиаторы не боятся конкуренции с low cost-перевозчиками. Официально свое спокойствие они аргументируют непривлекательностью украинского рынка для таких компаний. «Успешно low сost-перевозчик может работать на объемных рынках, которые генерируют сотни тысяч пассажиров в год, где можно делать пять-семь рейсов в день, где на решение пассажира, лететь или нет, влияет только цена и никакие другие обстоятельства - ни виза, ни стоимость гостиницы за рубежом. Бум low сost-перевозчиков в нашей стране начнется только тогда, когда не будет виз», - считает президент МАУ Юрий Мирошников.

В действительности отечественные авиаторы надеются на помощь Антимонопольного комитета. До сих пор отношения между ними складывались не лучшим образом. Комитет не раз высказывал свои сомнения в установлении авиакомпаниями оправданных цен на услуги. Последние же под разными предлогами отказывались предоставлять АМК структуру своих тарифов. Но как только на горизонте замаячила перспектива прихода иностранных перевозчиков, способных обеспечить украинцам дешевые перелеты, Антимонопольный комитет пообещал сдерживать слишком проворных конкурентов. «Власти могут предложить low cost-перевозчикам льготные условия обслуживания в аэропортах таких городов, как Черкассы, Сумы, Ривне, Николаев, которые сейчас не загружены. От этого будет двойная выгода - как для таких компаний, так и для аэровокзалов. Крупнейшие из них - аэропорт в Одессе и «Борисполь» - сейчас перегружены, и возможности доступа в них ограничены. Так что для полетов в Украину компаниям нужно искать новые. Во всем мире low cost-перевозчики пользуются услугами небольших аэровокзалов, что позволяет им сократить расходы на обслуживание рейсов и сделать билеты дешевыми. Это предложение АМК, которое еще должны рассмотреть авиационные власти», - говорит председатель АМКУ Алексей Костусев. Он, правда, забыл упомянуть, что большинство региональных аэропортов на сегодня не могут принимать крупные самолеты, которыми укомплектованы парки иностранных авиакомпаний, и чтобы совершать полеты через них, необходимо сначала вложить значительные суммы в реконструкцию взлетно-посадочных полос. Так что пассажирам придется долго ждать выгод от создания совместного пространства.

В Европе наши самолеты не ждут
Наши перевозчики не только надеются сохранить нынешние позиции на отечественном рынке авиаперевозок, но и расширить свое присутствие в Европе. «Аэросвит» и Международные авиалинии Украины уже объявили о намерении значительно расширить парк самолетов. «Аэросвит» создал стратегический альянс с еще одной компанией первой пятерки «Донбассаэро», что позволит оптимизировать их маршруты. «Мы полностью поддерживаем необходимость адаптации украинского авиационного законодательства к нормам и стандартам Евросоюза. Это поможет решить одну из основных проблем - монополизации внутреннего рынка товаров и услуг, которые мы приобретаем. Мы имеем весьма ограниченный выбор при покупке авиационного топлива, бортового питания, услуг по обработке багажа пассажиров, всего спектра перронных услуг и т. д. Монополизм сказывается как на качестве, так и на ценах на эти услуги, что существенно ограничивает нашу конкурентоспособность на международном рынке. Гармонизация отечественного законодательства с европейским помогла бы разрушить эти монополии и открыть доступ на наши рынки услуг, потребляемых авиакомпаниями, для иностранцев. Безусловно, с момента внесения изменений в законодательство до создания эффективной рыночной среды необходимо время, поскольку в «Борисполе» мгновенно не появятся, скажем, сразу пять топливозаправочных компаний либо багажных хендлинговых фирм. В данном процессе важна поступательность», - говорит руководитель пресс-службы «Аэросвита» Сергей Куцый.

Перевозчики столь оптимистично смотрят в будущее по одной причине - они надеются, что наши переговорщики сумеют добиться фиксации в тексте соглашения гарантий доступа украинских авиакомпаний в иностранные аэропорты. Однако в Европейской комиссии намекают, что на это можно не рассчитывать. Еврочиновники поясняют, что доступ к слотам (временным окнам на обслуживание самолета) - это вопрос договорных отношений между авиакомпаниями и аэропортами. А в аэровокзалах европейских стран наших перевозчиков никто не ждет: практически все слоты там уже застолбили тамошние компании. Зачастую слоты выкупаются про запас или чтобы не допустить конкурентов.

Учитывая претензии сторон, ожидать быстрого окончания переговоров не приходится. «Детальные дискуссии о каждом из аспектов договора еще впереди. Предполагается, что результаты переговоров зафиксируют примерно через три года», - говорят в представительстве Еврокомиссии.

Екатерина Прищепа

Источник: www.sostav.ua