09.01.08 
Государственный международный аэропорт “Симферополь” — одна из главных достопримечательностей полуострова. В 2006 году предприятие отпраздновало 70-летний юбилей. Но не исключено, что 2008-й оно отметит уже новым для себя “негосударственным” статусом...

Наследие отцов

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ аэропорт имеет свою историю. Решение об отводе земли и начале его строительства в 11 километрах к северу от Симферополя было принято 21 января 1936 года по решению Совета народных комиссаров Крымской АССР. И уже в мае состоялось открытие первой авиалинии Симферополь — Москва. Правда, до войны рейсы из Симферополя выполнялись в основном по городам Украины. Авиапарк состоял большей частью из “кукурузников” (знаменитых ПО-2), поскольку симферопольские авиаторы в то время оказывали помощь селу.

С началом войны на базе симферопольского аэропорта был сформирован Особый Черноморский авиаотряд гражданского воздушного флота, сражавшийся на различных фронтах и принимавший в 1944 году непосредственное участие в освобождении Севастополя. За боевые заслуги авиаотряд был переименован в 9-ю Отдельную авиаэскадрилью гражданского воздушного флота.

В послевоенные годы выполнялись перевозки пассажиров и почты на линиях Симферополь-Москва, Симферополь— Киев, Симферополь-Харьков,  а также по Крыму. Ежегодно увеличивались объемы авиационно-химических работ, связанных с подкормкой озимых, опылением и опрыскиванием садов и виноградников не только в Крыму, но и за его пределами.

В сентябре 1957 года было сдано в эксплуатацию здание аэровокзала, оборудована ночным стартом грунтовая взлетно-посадочная полоса, поступили в эксплуатацию базовые самолеты Ил-12, Ил-14 и вертолеты Ми-4. А летом 1960-го в аэропорту “Симферополь” впервые в Украине была создана эскадрилья Ту-104 — первых советских реактивных пассажирских самолетов. Позже здесь ввели в эксплуатацию центральную котельную и теплосети, построили гостиницу на 352 места. Активно возводилось жилье для авиаторов и их семей.

В 1977 году по инициативе и поддержке руководства Украинского управления Гражданской авиации, Крымского обкома КПУ и облисполкома было начато строительство второй взлетно-посадочной полосы, рассчитанной на эксплуатацию самолетов Ту-154, Ил-86, Ту-204, Ил-76, Ил-62. Уникальное сооружение было принято в эксплуатацию в 1982 году. Появление второй полосы гарантировало прием и выпуск всех типов самолетов без ограничения их взлетной массы. ВПП была оборудована системами радио— и светотехнического обеспечения полетов, обеспечивающими посадку самолетов в сложных метеорологических условиях.

Ну а 19 мая 1982 года впервые в Украине аэропорт “Симферополь” принял широкофюзеляжный самолет
Ил-86. Позже коллектив аэропорта успешно освоил его коммерческое и техническое обслуживание. В летний период эти самолеты выполняли 5-6 рейсов до Москвы, чем практически полностью обеспечивалась перевозка пассажиров на этой линии.

Но с развалом Советского Союза для Симферопольского аэропорта наступили сложные времена. Тем не менее в 1996 году аэропорт был преобразован в самостоятельное предприятие — Государственный международный аэропорт “Симферополь”, который осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность на основе полного хозрасчета и самофинансирова­ния. Спустя три года была проведена реконструкция аэровокзального комплекса.

Если государство не способно...

По объему пассажирских перевозок симферопольский аэропорт занимает сегодня второе место в Украине после международного аэропорта “Борисполь” (Киев). Из столицы Крыма осуществляются регулярные и чартерные авиарейсы более чем в 70 городов Украины, СНГ и дальнего зарубежья.

Не так давно аэропорт прошел сертификацию и теперь полностью соответствует всем требованиям международных норм и правил. Он располагает двумя взлетно-посадочными полосами и способен принимать самолеты всех типов весом до 450 тонн. Здесь имеется полный комплекс аэродромных, инженерных, радио— и светотехнических систем для обеспечения полной безопасности полетов всех типов пассажирских и грузовых воздушных судов. Аэропорт обладает современными системами управления воздушным движением.

Однако время неумолимо мчится вперед. Инфраструктура аэропорта устаревает. Естественно, падает и рентабельность. Необходимы средства на скорейшую реконструкцию, а их в крымском бюджете катастрофически не хватает. Аэропорту как воздух необходим новый терминал для обеспечения процессов, связанных с прилетом и вылетом пассажиров международных авиалиний. Пока что они делят старый терминал, предназначенный для тех, кто пользуется внутренними линиями. Если новый комплекс будет построен, то пропускная способность аэропорта возрастет с 750 до 1000-1100 пассажиров в час.

Проблемы с возведением нового терминала возникли уже на уровне его проектирования. Дело в том, что определить подрядчика для выполнения проектных работ стоимостью около 2 миллионов гривен по заказам государственных или республиканских предприятий можно только на основе тендера. А его проведение будет считаться легитимным лишь в том случае, если в конкурсе примут участие не менее трех претендентов. Однако крупных компаний, ведущих проектные разработки авиационных объектов, в Украине очень мало. А мелкие, боясь проиграть и тем самым лишиться денежного взноса, в тендере участвовать не спешат. Две попытки провести такой конкурс состоялись, соответственно, 5 и 6 декабря 2007 года, но обе провалились.

Помимо разработки проекта нового терминала, предстоит еще отыскать средства и на его строительство. А это  более сорока миллионов гривен. В ноябре минувшего года руководители автономии обсудили с австрийскими бизнесменами возможность вложения инвестиций в реконструкцию аэропорта “Симферополь”. Идут переговоры с представителями других стран. По скупой информации, просачивающейся в прессу, можно сделать вывод, что инвесторы готовы вкладывать средства лишь в случае получения своей доли акций предприятия. Не по этой ли причине уже в ближайшее время международный аэропорт “Симферополь”, являющийся собственностью республики, хотят превратить в открытое акционерное общество, чтобы  затем продать коммерческим структурам? Хотя, если государство не способно распоряжаться тем, что оно получило в наследство, какой еще может быть выход...

Источник: www.aviation.com.ua