23.01.08 

Минтранс собирается повысить аэропортовые сборы в девяти региональных аэропортах. По разным позициям они вырастут на 25-40%, а по некоторым — в 1,5 раза. Существенно увеличить заработки при этом смогут только аэропорты с большим пассажирооборотом, а небольшие предприятия потеряют возможность привлекать low-cost компании. Больше всех проиграет пассажир, на которого авиакомпании обещают переложить все дополнительные расходы. Об этом пишут "Экономические известия".

На сайте министерства вчера появился проект приказа, согласно которому ставки аэропортовых сборов должны вырасти в аэропортах Донецка, Львова, Одессы, Харькова, Симферополя, Луганска, Запорожья, Мариуполя и Черновцов. В объяснительной записке к документу говорится, что такие меры «позволят аэропортам компенсировать затраты на предоставляемые пассажирам и авиакомпаниям услуги, помогут получить дополнительные доходы и направить их на развитие инфраструктуры».

Повышение коснется ставок на все аэропортовые услуги: обслуживание взлета-посадки воздушных судов, обеспечение авиабезопасности и сверхнормативной стоянки самолетов, обслуживание пассажиров на аэровокзале. Последняя услуга считается заботой пассажира, поэтому данный сбор не закладывается в фиксированный тариф и оплачивается отдельно. Все остальные затраты на аэропортовые услуги несет на себе авиакомпания, поэтому размеры сборов учитываются при формировании тарифа.

Ставки за обслуживание пассажиров должны возрасти на 20-25%, все остальные сборы, которые оплачивает авиакомпания,— на 40%, а то и в 2-2,5 раза. На первый взгляд, речь идет о незначительных суммах (например, предлагаемый сбор за одного международного пассажира в среднем составляет $12, за каждый отправленный за границу Boeing-737 — $600). Но авиакомпании уже заявили о том, что все дополнительные расходы возложат на пассажиров. «Авиаперевозчики сейчас работают на грани рентабельности — около 1-2%.

Коридора для того, чтобы принять на себя удар и не пересматривать тарифы, нет»,— говорит гендиректор «Донбассаэро» Александр Гречко. Конечным результатом мероприятия по повышению сборов, считает господин Гречко, станет ослабление позиций отечественных перевозчиков на фоне зарубежных авиагигантов, осваивающих региональные аэропорты: «Ставки одинаковы для нас и, скажем, для компании Lufthansa, а ведь их объемы и, соответственно, рентабельность несравнимо выше».

Начальник департамента аэропортов Госавиаадминистрации Василий Момот считает, что авиатарифы могут вырасти не более чем на 7-8%: «Это примерная доля аэропортовых сборов в структуре тарифа, почти все остальное — цена авиатоплива».
Ощутимые доходы от запланированного повышения могут получить только аэропорты с высоким пассажирооборотом. Скажем, аэропорты Донецка, Одессы, Симферополя, которые (по данным за девять месяцев 2007 г.) обслуживают около 10 тыс. рейсов и 500-600 тыс. пассажиров в год, смогут заработать дополнительно $3-4 млн. в год — в зависимости от темпов роста перевозок. Воздушные площадки, обслуживающие меньшее количество рейсов (Черновцы, Луганск, Мариуполь, Запорожье в 2007 г. приняли и отправили в среднем 1,5 тыс. рейсов и не более 80 тыс. пассажиров), соответственно и заработают в разы меньше.

Между тем, низкие аэропортовые сборы привлекают перевозчиков, стратегия которых состоит в том, чтобы экономить на всем (low-cost компании). Как рассказывает директор по корпоративным коммуникациям венгерской Wizz Air Наташа Казмер, в Восточной Европе принято снижать аэропортовые сборы в региональных аэропортах. «Недостаток доходов при этом компенсируется интенсивностью полетов. Все аэропорты, которые стали для нас базовыми, продемонстрировали скачкообразный рост прибыльности»,— заверяет госпожа Казмер. Компания рассматривает возможность работы и в аэропортах Львова, Донецка, Днепропетровска, Луганска, Крыма. Однако зарегулированная система международных соглашений по авиаперевозкам пока этого сделать не позволяет.

Источник: pro-test.org.ua