07.02.08 
Сегодня — 102 года со дня рождения знаменитого украинского авиаконструктора Олега Антонова, создавшего свыше двух десятков типов различных самолетов — от небольшого трудяги-"кукурузника" Ан-2 до супергигантов "Руслана" и "Мрии". Антонова нет с нами почти четверть века, но до сих пор отечественное авиастроение пользуется его разработками. Недавно снят фильм "Матрица Антонова", суть которого в том, что многие идеи генерального конструктора ныне развиты его учениками.

Увы, несмотря на невероятные успехи Киева в начале ХХ века, когда только Франция и мы в лице Сикорского, Нестерова, Андерса, удивляли планету своей авиацией, несмотря на работу у нас такого гениального конструктора, как Антонов, пока украинское небо все чаще бороздят не Аны нового поколения, а американские боинги и французские эрбасы.

НУЖНЫ ДЕНЬГИ. Генконструктор АНТК "Антонов" Дмитрий Кива рассказал нам о том, чем живут сегодня антоновцы. Хоть и были заявления политиков РФ об отказе от участия в разработке военно-транспортного самолета Ан-70, продолжается совместная работа над этим проектом. Но чтобы продавать Ан-70 за рубеж, надо вооружить им свою армию. Иначе у иностранцев возникает вопрос: "Если ваш самолет такой хороший, почему вы сами на нем не летаете?" Что касается турбовинтового Ан-140, призванного заменить устаревший Ан-24 (последний самолет выпущен в 1978 году!), то строят их мало, ряд контрактов сорваны из-за того, что наши авиазаводы в Киеве и Харькове находятся в полуразрушенном состоянии. Реактивный Ан-148 существует в количестве двух машин. Самолет запущен в серию, но стоящий на стапелях киевского завода "Авиант" третий экземпляр "148-го" клепают с отставанием от графика. По мнению Генерального, необходимы госпрограмма авиастроения и немалые вливания из бюджета. Альтернатива нерадостная — через пару лет все наши Ан-24, Як-40 и Як-42 спишут в утиль и будет не на чем летать, придется покупать самолеты за рубежом. Принципиально новых разработок у АНТК на выходе пока нет, хотя, по словам Дмитрия Кивы, проектируется новый небольшой самолет бизнес-класса, вмещающий до 30 пассажиров.

ТРОФЕЙНЫЕ СТАНКИ. Украинское самолетостроение, увы, в глубоком "загоне". Как поведал нам один из ветеранов киевского завода "Авиант", работающий на предприятии четвертый десяток лет, проблемы везде. Прежде всего это кадры. Средний возраст на заводе — свыше 50 лет, причем притока молодежи нет, ведь зарплата станочника — до 1500 грн. "В 70-е годы мы выпускали по 15 самолетов Ан-24 в месяц, плюс товары народного потребления: стиральные машины, детские коляски, игрушки, складные стулья, посуду. Позже делали Ан-32, по 3—4 шт. в месяц и по два Ан-124 в год. Приходить в упадок завод начал с 1994 года, предприятие перевели на 2—3 дневную рабочую неделю, лучшие кадры разбежались. Вернуть их нереально, да и квалификацию они утратили, надо готовить новых. Станочный парк также необходимо обновлять, нужны машины с числовым программным управлением, а у нас в цехах кое-где стоят трофейные токарные и фрезерные станки, вывезенные в 1945 г. из Германии, — говорит ветеран. — Самолет Ан-148 мы сейчас собираем фактически на колене".

СИКОРСКИЙ СТРОИЛ ВЕРТОЛЕТЫ ВО ДВОРЕ.

Рожденный в 1889 году в Киеве будущий конструктор первого в мире серийного вертолета, Игорь Сикорский рос на рассказах мамы о великом Да Винчи — о его чудо-машинах, которые взмывали в небо. "В 11 лет мне приснился удивительный сон. Я был убежден, что нахожусь на борту огромного летающего корабля. Когда я проснулся, мне сказали, что человек еще никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно". Поступив в Киевский политех, Сикорский тут же организовал авиасообщество. В 21 год в киевском дворике отцовского дома (Ярославов вал, 15) он сконструировал невидаль — беспилотный вертолет, который был способен даже зависнуть на небольшой высоте. Здесь же, на лужайке, Игорь построил несколько типов аэропланов, на которых летал сам. А еще — изумительный паровой мотоцикл.

Слава о талантливом парне, увлеченном авиацией, разнеслась довольно быстро. Еще будучи студентом, в 1911 году – то есть в 22 года - на своем биплане «Сикорский-6» Игорь установил мировой рекорд скорости. Тогда гений с незаконченным высшим образованием бросил учебу в КПИ, откликнувшись на предложение переехать в столицу Российской империи – Санкт-Петербург, чтобы стать главным инженером Русско-Балтийского завода и наладить выпуск самолетов собственной конструкции. Киевлянин создал крупнейший тогда самолет "Илья Муромец" и во время невероятного по тем временам длительного перелета из Питера в Киев впервые в мире позавтракал на борту за накрытым сервированным столом. Революция и советская власть испортили карьеру Игорю Ивановичу. Он уехал за границу и в США на деньги, которые дал великий композитор Сергей Рахманинов, создал свое дело – авиаконструкторское бюро «Сикорский», которое существует и поныне.

АВИАГОРДОСТЬ УКРАИНЫ.

Региональный самолет нового поколения, способный перевозить 52 пассажира на 2420 км со скоростью 540 км/ч.

Самый грузоподъемный. Эти самолеты (их около 30 шт) выполняют чартерные грузовые перевозки. Взлетная масса — 400 т, может перевозить до 150 т груза на расстояние 4400 км. Электрогенератор массой 135,2 т — в книге рекордов Гиннесса как самый тяжелый моногруз, когда-либо перевезенный по воздуху.

Самый большой в мире. Предназначался для транспортировки и запуска многоразового космического корабля "Буран". Может доставить в любую точку земного шара 250 т груза как внутри, так и сверху на фюзеляже.

Региональный самолет нового поколения, способный перевозить 52 пассажира на 2420 км со скоростью 540 км/ч.

Самый грузоподъемный. Эти самолеты (их около 30 шт) выполняют чартерные грузовые перевозки. Взлетная масса — 400 т, может перевозить до 150 т груза на расстояние 4400 км. Электрогенератор массой 135,2 т — в книге рекордов Гиннесса как самый тяжелый моногруз, когда-либо перевезенный по воздуху.

Самый большой в мире. Предназначался для транспортировки и запуска многоразового космического корабля "Буран". Может доставить в любую точку земного шара 250 т груза как внутри, так и сверху на фюзеляже.

Региональный самолет нового поколения, способный перевозить 52 пассажира на 2420 км со скоростью 540 км/ч.

Самый грузоподъемный. Эти самолеты (их около 30 шт) выполняют чартерные грузовые перевозки. Взлетная масса — 400 т, может перевозить до 150 т груза на расстояние 4400 км. Электрогенератор массой 135,2 т — в книге рекордов Гиннесса как самый тяжелый моногруз, когда-либо перевезенный по воздуху.

Самый большой в мире. Предназначался для транспортировки и запуска многоразового космического корабля "Буран". Может доставить в любую точку земного шара 250 т груза как внутри, так и сверху на фюзеляже.

ДОЧЬ ГЕНИЯ. Имя: Анна Антонова

Родилась: в 1948 г. в Новосибирске.

Окончила Московский физико-технический институт, кандидат технических наук, профессор кафедры высшей математики Национального авиационного университета в Киеве, автор нескольких учебников. Любит классическую музыку и украинскую современную литературу, особенно молодых писателей. Интересуется живописью, прежде всего творчеством импрессионистов и постимпрессионистов: Моне, Сезанна, которые нравились и Олегу Константиновичу Антонову. Но увы, в отличие от отца, сама картин не пишет.

Анна Антонова. "После разговора с одним из высоких чинов папа произнес: "Это не генерал... Это — дегенерал".

— О личной жизни Олега Константиновича Антонова известно намного меньше, чем о его работе и увлечениях. А ведь он трижды был женат, отец четверых детей, успел стать дедушкой...

— Первой его супругой была Елена Сергеевна Кочеткова. Она занималась с отцом проектированием планеров, были даже планеры ее конструкции. В 1936 г. у них родился сын Ролан. Его уже не в живых, он умер в 54 года. С моей мамой Елизаветой Аветовной Шахатуни отец познакомился в 1937 г., через год они поженились. Отец тогда начал самостоятельную работу над самолетом ОКА-38, мама получила навыки прочниста в ОКБ Лавочкина. А с 1940 они стали работать вместе. Во время войны создавали десантные планеры, а позже работали в ОКБ Яковлева.

— Шахатуни — один из лучших специалистов в мире по расчету прочности самолетов...

— Правильнее сказать, что в области создания транспортных самолетов школа прочнистов АНТК имени Антонова занимает достойное место в мировом рейтинге. Родители проработали бок о бок всю жизнь, сохранив хорошие отношения даже после развода и женитьбы отца. Они всегда ценили талант и профессиональные качества друг друга. Мама, которой 96 лет, до сих пор активно интересуется жизнью антоновцев. Моя дочь Вета окончила факультет международных отношений Киевского госуниверситета, живет и работает во Франции. Третья жена отца, Эльвира Павловна Антонова – инженер-программист. Их дочь Елена после МАИ работала в ОКБ Ильюшина, сын Андрей — художник-дизайнер.

— Чем вам больше всего запомнился отец?

— Он всегда умел выслушать собеседника. Большего демократа в общении я не встречала... Главной его страстью была авиация. Он мог говорить о ней часами. Кроме научных трудов, отец написал десятки популярных статей для авиаторов-любителей, больших и маленьких, а также несколько забавных рассказов и сказок для домашнего пользования. Это был Учитель с большой буквы. Он многое умел делать своими руками, писал картины, всю жизнь любил запах свежей древесной стружки и красок. Совершенно неожиданно мог пошутить, подурачиться. Прекрасно чувствовал русский и французский юмор, и со вкусом им пользовался. Как-то после нелегкого разговора с одним из высоких армейских чинов папа задумчиво произнес: "Да-а-а, это не генерал... Это — дегенерал". Составил шуточный кодекс правил общения для руководителей. Например: "Требуя что-либо от подчиненного, подумай, выполнишь ли ты это сам?", "Предпочитай приятному, но не инициативному работнику "ершистого", талантливого, мыслящего и инициативного". Смешной случай рассказал как-то академик Любомир Пыриг. В 60-е годы "всенародное осуждение" вызывали те, кто ходил в шортах. А отец был человеком спортивным, летал на планерах, неплохо играл в теннис и очень любил шорты. И вот однажды в Крыму на рынке подходит к нему милиционер и говорит: "Гражданин! В публичных местах нашей страны в шорКах ходить запрещено!" В ответ Антонов молча показал ему удостоверение депутата Верховного Совета СССР. Милиционер лишился дара речи, а мы еще долго со смехом вспоминали эти "шорки".

ОЛЕГ АНТОНОВ: КОРОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ. Олега Антонова, возможно, кто-то назовет баловнем судьбы. Действительно: прожил долгую яркую жизнь, оставив после себя не только более 20 самолетов — от крохотного биплана "Аннушки", единственного самолета, который выпускается серийно более 60 лет, до самой большой в мире шестимоторной "Мрии", существующей пока в одном экземпляре, но и множество прекрасных картин, книг, стихов. Несмотря на дворянское происхождение, даже не сидел, как другие конструкторы, в сталинской "шарашке". Не будучи коммунистом (партбилет ВКП (Б) Антонов получил лишь в 1945-м), занимал высокие посты. Талант? Несомненно. Но вспомним изречение: "успех на одну десятую состоит из таланта и на девять десятых — из готовности работать". Когда у Антонова спрашивали, как ему удается все успевать, он отвечал: "Секрет быстроты заключается в том, чтобы делать медленные действия без промежутка между ними". Антонова можно назвать королем транспортной авиации, прежде всего за создание уникальных широкофюзеляжных машин Ан-22 "Антей" и Ан-124 "Руслан". Глава американской корпорации "Локхид" как-то сказал: "В мире есть две фирмы, которые умеют делать транспортные самолеты — это "Локхид" и "Антонов".

ФЕДОР АНДЕРС СДЕЛАЛ А КИЕВЕ ПЕРВЫЙ В ИМПЕРИИ ДИРИЖАБЛЬ. Первый в Российской империи гражданский дирижабль "Киев" появился исключительно благодаря киевлянину Федору Андерсу, сыну простого токаря завода «Арсенал». Такое оригинальное «надувное» создание было только у нас и в Париже. Пользовалось оно большим успехом. Когда в 1911 году Андерс «вояжировал» на своем дирижабле над террасами Купеческого сада (ныне – Европейская площадь и Крещатый парк), люди так глазели на невидаль, что конструктора завалили заявками не только пассажиры, но и представители частного бизнеса, желавшие рекламировать свой товар с воздуха. На плававшем по небу 35-метровом «Киеве» организовали первые в мире коммерческие рейсы, перевозя горожан с Майдана на Труханов Остров. Всего за пару месяцев первый в Украине дирижабль прокатил 200 пассажиров! А ведь на борт он мог брать всего двоих-троих.

Довольно долгое время в Киеве была улица Федора Андерса – на Чоколовке. Теперь это тупик, хотя остановка троллейбуса № 9 все еще называется в честь короля наших дирижаблей.

НАШ АВТОР МЕРТВОЙ ПЕТЛИ НЕСТЕРОВ. Поклониться этому великому летчику можно и на проспекте Победы, где стоит памятник гениальному асу, и на Лукьяновском кладбище, и пройдя по киевским улицам, на которых бывал этот легендарный человек — автор «мертвой петли». Погиб он в воздушном бою, впервые применив таран.

26 апреля 1913 года молодой поручик Нестеров начал исполнять обязанности начальника ХІ корпусного отряда 3-й авиационной роты в Киеве. Именно здесь он смог испытать множество своих придумок — «воздушный мотоциклет», переделанные и улучшенные самолеты. В компании двух воздухоплавателей Нестеров организовал первый в мире массовый полет. Слетали по маршруту Киев—Остер—Нежин—Киев. Еще и кинооператора взяли, что было неслыханно. Фильм потом крутили в лучшем киевском кинотеатре Шанцера на Крещатике. В августе 1913 года в нашем небе Нестеров совершил и вовсе прорыв в истории — поднялся над Сырецким военным аэродромом и на высоте 600 метров выполнил кувырок на своем самолете — знаменитую «мертвую петлю», «петлю Нестерова». Ему было всего 26 лет!

Авторы благодарят пресс-службу АНТК им. Антонова за помощь при подготовке материала.


Ольга Гук, Александр Панченко

Источник: www.segodnya.ua