14.08.06 
Всякое современное развитое государство гордится своим авиационным транспортом, который обеспечивает, кажется, невозможную скорость перемещения людей и идей. Час, полтора лету разделяют крайние точки нашей немаленькой страны, не говоря уже о ближнем и дальнем зарубежье, которое становится благодаря авиации абсолютно доступным.

При этом развитие авиационного транспорта всегда связано с серьезными финансовыми затратами, и высокой квалификацией управленцев. Отечественная авиатранспортная отрасль при том потенциале, который был в нее заложен, нелегко ищет пути возвращения к своему бывшему расцвету. Но все возможно.

Один из примеров такого пути, со всеми его поворотами и неожиданностями, - компания «Днепроавиа». Организованная на основе днепропетровского аэропорта, она столкнулась в середине 90-х годов с настоятельной необходимостью реконструкции и покупки новой техники. Но государство в то время само было на мели, и тогда в компании, в отличие от многих других подобных региональных авиапредприятий, решили рискнуть и взять коммерческие кредиты. Проявленная руководством «Днепроавиа» инициатива позволила предприятию сохраниться в этой сложной финансовой ситуации, но не больше. Без полномасштабной перестройки всего аэропорта, его технического состояния и обновления парка самолетов «Днепроавиа» далеко не смогла «улететь».

Сегодняшний подъем авиатранспортной отрасли в Украине и интенсивная экспансия сюда международных компаний требуют от каждого игрока на этом рынке кардинальных изменений уже сейчас. Завтра будет поздно. За санацию и комплексное оздоровление финансового состояния «Днепроавиа» в рамках дела о банкротстве №Б29/194/04, находящемся в Днепропетровском областном хозяйственном суде взялась компания «Приват Интертрейдинг». К этой грандиозной задаче «Приват Интертрейдинг» подошел со всей профессиональностью и комплексностью. Определена вся система шагов по финансовой и операционной реструктуризации авиационного предприятия. Обновление основных средств «Днепроавиа» должно привести к созданию современного авиационного комплекса, который сможет обеспечивать качество обслуживания пассажиров и надежность полетов. Это, а также концентрация на улучшении качества выполнения грузовых авиационных перевозок, напрямую приведет к улучшению всех показателей предприятия. Описанную техническую модернизацию основных средств намечено реализовать через привлечение кредитов. Немаловажно также, что «Приват Интертрейдинг» намерен снизить долговое бремя, которое мешает развиваться предприятию через подписание мировых соглашений относительно отсрочки уплаты долгов и их рассрочки. Благодаря этому появится время для беспрепятственного проведения технической модернизации, аккумулирования средств в объемах, необходимых для возврата имеющейся задолженности.

Вместе с тем объективные препятствия в виде постоянного роста цен на авиационное топливо и увеличения тарифов на аэропортовое обслуживание в аэропортах назначения ставят под вопрос успешность этих начинаний. Не помогает развитию предприятия и Фонд государственного имущества, который, несмотря на одобренный комитетом кредиторов план санации, отказался его утверждать. Затягивание времени, тем более что сам ФГУ не входит в число кредиторов, его претензии лишь вредят предприятию, лишают его перспективы.

Главный камень преткновения - ФГИ требует разделения аэропорта и собственно авиаперевозчика. Но тем самым само существование «Днепроавиа» оказывается под большим вопросом. Удовлетвори пожелания ФГИ, - и целостная структура «Днепроавиа» будет разрушена, существенно возрастут затраты авиаперевозчика на аэропортовое обслуживание, – а дальше снова прозябание компании.

Больше вопросов, чем ответов вызывает это требование и с точки зрения целесообразности разделения предприятия, у которого один реестр кредиторов, на два юридических субъекта. Если это случится, то в результате перехода части имущества должника, коим является «Днепроавиа», на баланс аэропорта, приведет к тому, что кредиторы потеряют возможность взыскать это имущество. Таким образом, чего добивается ФГИ непонятно, - будет нарушено действующее законодательство, часть имущества «Днепроавиа» выведется из-под требований кредиторов, без согласия последних также будет отчуждено имущество, которое находится у них в залоге. В схожем русле двигалась и Госавиаслужба Украины, которая поддержала некоторые требования ФГИ в части выведения аэропорта из состава «Днепроавиа». Но ни она, ни ФГУ не могут точно объяснить, по каким юридическим механизмам это может произойти. Просто потому что его не существует.

Между тем разработанный санатором план предусматривал целый ряд механизмов направленных на то, чтобы обеспечить процесс оздоровления предприятия максимальной прозрачностью и эффективностью. Имущество «Днепроавиа», которое будет отчуждаться или передаваться в аренду предварительно будет проходить независимую оценку. Права трудового коллектива также прописаны в плане санации – изменения условий труда или сокращения на предприятии могут проходить только в строгом соответствии с действующим трудовым законодательством.

Следует заметить, что кроме собственно оздоровления предприятия, санатором предусмотрено на втором этапе реализации плана и существенное развитие предприятия. Благодаря его поручительству перед мировыми кредиторами «Днепроавиа» должен получить 206 миллионов гривен, которые по плану должны были в 2006-2009 годах быть направленными на развитие материально-технической базы предприятия. При этом условия кредитования весьма выгодны – отсрочка начала погашения долга на 10 лет, с последующей рассрочкой выплат на 5 лет.

Времени для выхода предприятия из сегодняшнего кризиса нужно немного – но ФГУ упорно сопротивляется этому. Длительные препирательства Фонда с санатором «Приват Интертрейдинг» привело к тому, что будущее предприятия под большим вопросом. Срок отведенный на санацию уже скоро закончится, но дело так и не сдвинулось с первоначальной точки. В данный момент, судя по всему, для ФГУ наиболее простой и подходящий способ выйти из ситуации – объявить «Днепроавиа» банкротом, прекратить процесс его оздоровления и ликвидировать его. Но это вряд ли выгодно экономически – закрыть работающее предприятие легче, чем его запустить. Не говоря уже о социальном аспекте такого банкротства. Более позитивный путь - это продолжение в том или ином виде санации, подписание мировой с кредиторами и передача предприятия в настоящие ответственные руки.

Единственно, что может реально спасти предприятие – это его приватизация и переход управления ею к частным инвесторам, которые смогут его поднять. «Приват Интертрейдинг» также намерена после процедуры санации принять участие в конкурсе по приватизации государственной доли «Днепроавиа». В любом случае приватизированная авиакомпания, как показывает мировой опыт, работает на порядок лучше и эффективней. И санация - самый правильный первый шаг на этом пути.

Владимир Небожный, «Фраза»