13.03.08 

Начиная с лета нынешнего года летать придется только по электронным билетам. "Деньги" выяснили, как это будет выглядеть. Вернее, выглядит, потому что большинство авиакомпаний уже перешли на безбумажный формат.

Лист бумаги из принтера -- и вся недолга. "Это и есть мой билет до Франкфурта?" -- недоумевала автор текста, отправляясь зимой в путешествие. Говорят, что в аэропорт можно прийти и без электронного билета, а распечатка, собственно, нужна для того, чтобы не забыть номер рейса и время вылета.

В аэропорту "Борисполь" это совершенно не так: документ приходится показывать два раза. Первый -- перед входом в зал регистрации на контроле, который устраивают не всегда (этот странный "спецконтроль" автору встречался только в Борисполе и Дели). Второй раз -- на стойке регистрации перед выдачей посадочного талона. "Что было бы, если бы я забыла эту распечатку?" -- спросила автор у служащей аэропорта. "Вы зарегистрированы в компьютерной базе авиакомпании на этот рейс, так что проблем бы не возникло", -- ответила девушка.

На обратном пути, в амстердамском аэропорту, которым заканчивался европейский "круиз", картина с посадкой по электронному билету была иной. В терминале, где обычно идет регистрация, стояли автоматы Quick Check-in. Внешне они похожи на кофейные, только поумнее. В автомат вставляется паспорт, вводится пункт назначения, код брони и номер рейса. Quick Check-in мгновенно выдает посадочный талон и багажную квитанцию. Это в теории, конечно. А пока что автоматы для большинства людей -- новинка, поэтому почти возле каждого Quick Check-in стоит служащий, готовый помочь неопытному пассажиру. Не было заминки с регистрацией у тех, кто имеет паспорт нового образца (с синей обложкой -- их начали выдавать летом 2007 года) -- автомат без труда считывал оттуда фамилию. Остальных отправляли на "ручную" регистрацию -- благо она работает в прежнем режиме.

Quick Check-in способны на большее -- с их помощью можно самому выбрать место в салоне самолета. Если билет предоставляет такую возможность, можно зарегистрироваться и на другое время вылета. Автомат считает мили, распечатывает "истории перелетов" пассажира и оказывает еще несколько услуг.

Защитники природы

Электронный билет -- это что-то вроде электронных денег: просто запись в базе данных авиакомпании. Поэтому такой билет, теоретически, невозможно потерять (самому, разумеется) или забыть дома. Привычные большинству пассажиров книжечки с кучей страничек и непонятными символами упраздняются, что означает экономию бумаги и защиту зеленых насаждений. Хотя с чего бы это авиаперевозчики вдруг начали беспокоиться о зеленых насаждениях?

По данным IATА (International Air Transport Association -- Международной ассоциации воздушного транспорта, объединяющей 265 авиакомпаний по всему миру), выпуск электронного авиабилета обходится в $1, а печать билета на бумажном бланке стоит $10. Хотя определить, дешевле или дороже обходится безбумажный билет, сегодня сложно -- у авиакомпаний непростые для понимания тарифы, и каждая авиакасса берет свои комиссионные.

Купить электронный билет можно будет, находясь в совершенно другой стране, а все передвижения пассажира будут фиксироваться в единой системе. В общем, для авиакомпаний и служб безопасности -- сплошные выгоды. :) 

IATA занимается введением электронных билетов уже четыре года. Для тех стран, которые еще не перешли на новую систему, последний строк ее внедрения -- лето 2008 года. В число "отстающих" попала и Украина. Летом и ее гражданам придется менять свои потребительские привычки. "На смену бумажному билету пришел электронный. Пассажирам приходится привыкать к этой неизбежности", -- отмечает председатель совета директоров группы компаний "Пилот" Михаил Кураченко. 

"Теперь расположенное в Украине агентство сможет предложить свои услуги клиенту, находящемуся где-нибудь в другой стране. Все компьютеризировано", -- уверяет генеральный менеджер системы глобального бронирования "Амадеус" Алексей Муромцев. По его словам, среди трех отечественных авиакомпаний--членов международной системы взаиморасчетов за авиауслуги BSP возможность выпуска электронных билетов пока поддерживают 2 компании: "АэроСвит" и МАУ. Среди иностранных авиакомпаний, работающих на украинском рынке, таких 24. Внутренние перевозки электронной услугой пока не охвачены.

Опрошенные "Деньгами" пассажиры, уже летавшие по электронным билетам, особой разницы ни в цене, ни в допосадочном оформлении не заметили. "Летел как обычно. Только вместо билета на руках была распечатка на обычном листке", -- говорит студент Валерий Вятчин, недавно вернувшийся из Мюнхена. 

Права у обладателей электронного билета и бумажного абсолютно одинаковы во всех отношениях. И если случается досадное недоразумение, например, перепродажа на рейсе (это когда билетов продано больше, чем есть мест в самолете), в пользу "электронного" клиента говорят данные в информационной базе авиакомпании. (см. также "Перепродажа! Что делать?")

Места покупки

Покупая электронный билет в Интернете, можно оплатить его "здесь и сейчас". К оплате принимаются все основные виды карт платежных систем: Vіsa, Vіsa-Electron, Maestro, MasterCard, Amerіcan Express, JCB, Dіscover, Dіner's Club. В момент завершения бронирования с платежной карты будет снята сумма в той валюте, которую пассажир выбрал для оплаты. Степень риска в этом случае такая же, как и обычно в Интернете. Обезопасить себя можно, открыв специальную карточку и "забрасывая" на нее ровно столько, сколько требуется заплатить. Более радикальный способ защиты -- платить наличными в реальном офисе авиакомпании. Электронный билет можно купить там же, где и обычный -- в кассах, а также в сети агентств по продаже авиабилетов. К этому способу особенно уместно прибегнуть, когда перелет предусматривает сложные состыковки -- "чайникам" в системе состыковок, тарифов, льгот и акций разобраться крайне тяжело. :(

Что может случиться?

У того, кто впервые самостоятельно бронирует дорогостоящий билет, могут возникнуть сомнения: "А вдруг сделаешь ошибку или опечатку, скажем, в фамилии? Деньги-то уже перечислены…" Специалисты отвечают: ошибку можно исправить в течение двух часов после бронирования -- до вступления в силу правил примененного тарифа. Правила бывают разные. Например, для эконом-класса они строже и предусматривают штраф за перебронирование или отмену брони позже чем через 2 часа после оплаты. Но ошибиться, пользуясь программой бронирования, крайне сложно -- "забивать" приходится только свою фамилию, остальное выбирается из предложенного списка.

Если оказывается, что билет забронирован неправильно, например, не на ту дату, его придется возвращать по установленным авиакомпанией правилам, которые предусматривают сложную шкалу штрафов. На полный возврат можно рассчитывать, покупая билет первого, бизнес-, полного годового и экскурсионного тарифа экономического класса. Если же билет льготный, акционный, деньги за него не возвращаются. Сдавать авиабилет и получать деньги лучше в агентстве авиакомпании. Для оформления возврата необходимо иметь данные об авиабилете, квитанцию об оплате и паспорт.

Командировочным на заметку

Есть еще один вопрос, важный для тех, кто часто летает в командировки: в Украине электронный билет не является документом строгой отчетности. Пресс-секретарь компании "АэроСвит" Сергей Куцый отмечает: "Украинское законодательство, в том числе регулирующие авиасообщение законодательные акты, предусматривает использование электронных документов. Но для окончательного внедрения электронного билета на территории Украины в полном соответствии с рекомендациями IATA (они не предусматривают обязательного документального подтверждения операции покупки/продажи билета) необходимо адаптировать некоторые нормативно-правовые акты к реальной практике".

"Применение электронных билетов предусмотрено Законом "Об электронных документах и электронном документообороте", а также Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа, -- сообщил "Деньгам" юрист компании "Де юре" Вадим Петрик. -- Однако неурегулированным остается статус электронного билета как документа финансовой отчетности". По его словам, это важно как для продавцов, так и для покупателей. Последние, вернувшись из командировки, не смогут отчитаться перед бухгалтерией и руководством. В свою очередь у компаний, не имеющих "бумажного" подтверждения продажи перевозки, могут возникнуть проблемы с налоговыми органами. Но выход есть. "Если пассажир покупает электронный билет через Интернет, то банк, эмитировавший платежную карту, с которой произведена оплата, сможет по желанию клиента предоставить выписку о совершенной транзакции, -- поясняет г-н Петрик. -- Если билет приобретается в кассе авиакомпании, пассажир, которому предстоит отчитаться перед бухгалтерией своего предприятия, может попросить оформить приходной ордер, попросту говоря, заверенный главбухом чек". Еще проще обстоят дела с документальным подтверждением покупки электронного билета в агентстве -- в этом случае пассажир автоматически получит на руки бланк BSP -- универсальный бланк, который агентства "BSP-Украина" используют для оформления билетов на рейс любой авиакомпании. Он уже является документом строгой отчетности.

Перепродажа! Что делать?

В любом случае спор решает проверка в компьютерной системе -- все бронировки проходят через нее. Обладателям электронных билетов (как и обыкновенных), если они "попадут" под перепродажу, придется добираться к месту назначения так, как им предложит авиакомпания. 

По словам Сергея Куцего, в случае перепродажи пассажир с электронным билетом, если он согласен изменить дату полета, обращается в кассу компании непосредственно в аэропорту. Все изменения вносятся оператором в онлайн-режиме. "Для него эта операция даже проще, чем для пассажира с бумажным билетом -- в последнем случае в проездной документ вклеивается специальный стикер с информацией об изменениях", -- поясняет г-н Куцый.

"Если же пассажиру необходимо срочно вылететь в пункт назначения, авиакомпания обязана отправить его за свой счет рейсом другого перевозчика, -- продолжает Сергей Куцый. -- Происходит так называемый re-routing. Если авиакомпания имеет с новым перевозчиком электронный интерлайн (соглашение о взаимном признании электронной перевозочной документации), то процедура переоформления проездного документа несложна -- ее, как и в предыдущей ситуации, выполняет оператор в кассе". И далее пассажир вылетает с переоформленным электронным билетом. 

Иначе проблема решается в том случае, если авиакомпании не связывает электронное интерлайн-соглашение либо новый перевозчик еще не ввел на нужном рейсе технологию электронных билетов. Как отметил г-н Куцый, в такой ситуации пассажиру для продолжения путешествия оформляется традиционный билет в форме бумажной книжки.

 Как покупать билет в Интернете
1. Зайти на сайт нужной авиакомпании и выбрать страничку онлайн-бронирования.
2. Выбрать желаемый рейс, указав дату и время вылета.
3. Желательно прочитать правила условия покупки.
4. Заполнить "сведения о путешественнике": ввести свои данные -- имя, фамилию (латиницей, как в паспорте), контактную информацию.
5. Выбрать вид карточки и произвести оплату.
6. После успешного завершения бронирования и покупки электронного билета на экране компьютера будет отображена страница с подтверждением оплаты, номером авиабилета, маршрутом полета, стоимостью путешествия, личными данными пассажира и так далее.
7. В подтверждение покупки пассажир получит на указанный им электронный адрес письмо с данными о рейсе и квитанцию электронного билета. Эту информацию можно распечатать на принтере. Все, что требуется от пассажира, -- своевременно прибыть на регистрацию перед вылетом, предъявить паспорт и назвать номер электронного билета.

Автор:
Любовь Чигирь

Источник: www.dengi-ua.com