13.03.08 
Давно канули в лету те времена, когда большие расстояния служили препятствием для личного общения между представителями национальных элит. С появлением реактивной авиации эти элиты стали перемешаться по земному шару со сверхзвуковой скоростью, нисколько не ограничивая себя при этом в удобствах.

Соответственно, названия городов на карте мира для этих людей стали ассоциироваться не столько с их удаленностью, сколько с количеством приятно проведенных часов в салоне VIP-самолета. Ведь именно такой самолет отвечает трем главным требованиям, которое предъявляет к своему средству передвижения сильный мира сего в эпоху глобализации: скорость, безопасность и комфорт. И уже недалек тот день, когда личный авиатранспорт в среде очень богатых людей будет таким же обыденным явлением, как автомобиль. По крайней мере, в Интернете уже появился форум владельцев аэробуса А-380.

"4" решил продолжить давно всех волнующую тему персональных летательных аппаратов людей из мира большого бизнеса и политики.

Государство

Воздушными перевозками первых лиц страны занимается Государственное авиатранспортное предприятие «Украина», подчиненное скандально известной ДУСе (Государственное управление делами при Президенте Украины). В настоящее время на балансе этой организации находится 7 крылатых машин. Но, как сообщили  в пресс-службе Госуправделами, только два самолета пригодны к выполнению спецрейсов. Это Ил-62М, используемый для дальних полетов, на котором летал еще Леонид Кучма, а также Ту-134А-3, предназначенный для региональных маршрутов. Пользоваться этими двумя лайнерами на равных условиях могут все три высших должностных лица: Президент, Премьер-министр и Председатель ВР.

Но персонально для Виктора Ющенко в ангарах ГАП «Украина» стоит еще один самолет Ан-74ТК-300Д (бортовой номер UR-YVA). Последние три знака, как это заведено среди VIP персон, соответствуют первым буквам фамилии, имени и отчества владельца в английской транслитерации – Yuschenko Viktor Andriyovych. По сообщениям СМИ, это воздушное судно было построено еще в 2001 году на Харьковском авиазаводе. В 2005 году, после вступления на должность главы государства, Виктор Ющенко решил не словом, а делом порвать с авторитарным режимом Кучмы, и распорядился приобрести для себя новый самолет и переоборудовать его согласно стандартам VIP.

Отделка лайнера была закончена в конце 2005 года. Как сообщала пресса, преобладающий светлый тон внутреннего убранства самолета – пожелание первой леди Екатерины Чумаченко. Облицовочные панели в салоне были изготовлены из легкого композитного материала, покрытого шпоном красного дерева, и украшены инкрустациями янтаря. Немалый общественный резонанс в то время вызвала информация о том, что металлические детали интерьера самолета по настоянию супруги Президента были выполнены из золота. Эти сведения так и не были ни подтверждены, ни опровергнуты. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что такой самолет действительно существует.

Правда, пока нет ясности относительно того, используется ли он в настоящее время Виктором Ющенко. В этом смысле опираться можно на тот факт, что свой официальный визит в Израиль в ноябре 2007 года Виктор Ющенко совершал еще на старом ИЛ-62М. На сайте завода-изготовителя - Харьковского авиационного производственного предприятия - изделие Ан-74ТК-300Д UR-YVA значится в списке эксплуатируемых самолетов. Однако, по информации СБУ, это ведомство пока не дает разрешение на эксплуатацию лайнера для перевозки главы государства в виду того, что самолет еще не может гарантировать необходимую безопасность.

В ГАП «Украина» не смогли ответить корреспонденту  на вопрос, какое применение найдено данному самолету. Так или иначе, для поддержания летального аппарата в исправном состоянии он должен хотя бы изредка взлетать, что сопряжено с определенными затратами. Впрочем, судя по всему, они не являются слишком тяжелым беременем для бюджета Украины. Об этом косвенно можно судить по относительно невысокой стоимости самолета Ан-74ТК-300Д в комплектации VIP, которая, по оценкам экспертов, не превышает 12 млн. долларов. Для сравнения, ИЛ-96, на котором летает президент РФ Владимир Путин, специалисты оценивают в 300 млн. долларов

Кроме того, в государственном авиапарке имеется еще одно дальномагистральное воздушное судно А-319CJ. С этим самолетом связан скандальный арест экс-министра транспорта и связи Николая Рудьковского. Как сообщала пресс-служба СПУ, именно за принципиальную позицию социалиста о невозможности приобретения этого самолета против него было возбуждено уголовное дело. Пикантность ситуации заключается в том, что Авиакомпанией «Украина» тендер на приобретение данного лайнера был объявлен еще в мае 2007 года. Хотя вопрос о выделении для этого средств в размере 946 млн. грн. рассматривался на одном из последних заседании Кабинета министров под председательством Виктора Януковича только в декабре прошлого года.

Предполагалось, что новый самолет заменит уже изрядно изношенный Ил-62М, оставшийся еще со времен Кучмы. Но Виктор Федорович счел этот вопрос несвоевременным и снял его с рассмотрения. Однако после смены руководства правительства число государственных летающих резиденций этим самолетом все же полнилось. Но не на правах собственности, как задумывалось изначально, а на условиях финансового лизинга, то есть долгосрочной аренды с последующим выкупом. Госуправделами пояснило это тем, что не располагает средствами для оплаты самолета в полном объеме. Руководитель ГУД Игорь Тарасюк сообщил, что начать использовать новый лайнер планируется не раньше 2009 года – после оборудования салона и подготовки летного и обслуживающего персонала.

Бизнес

Несмотря на то, что крупные бизнесмены не должны отчитываться перед налогоплательщиками о целесообразности приобретения личных самолетов, они все-таки стараются не афишировать эту сторону своей жизни.


"Фалькон" Рината Ахметова
Достоверно известно, что самый богатый человек Украины Ринат Ахметов пользуется двумя самолетами: малым корпоративным бизнес-джетом Dassault Falcon 900 под номером P4-SCM и большим Airbus A319 с бортовым номером P4-ARL. Факт наличия воздушных судов в личном пользовании Рината Ахметова подтвердили  в пресс-службе компании СКМ, однако за более подробными комментариями попросили обратиться к его пресс-секретарю. К сожалению, такие комментарии получить не удалось. Но, как рассказывают люди, которым посчастливилось побывать на борту этих судов, их интерьер находится на очень высоком уровне.

Dassault Falcon 900 – один из самых популярных самолетов среди лидеров бизнеса стран СНГ. Он имеет сравнительно небольшие размеры, просторный салон и возможность свершать дальние перелеты до 7000 км. В базовой комплектации такой самолет стоит около 35 млн. долларов. Второй самолет донецкого олигарха - дальнемагистральный А319 - стоит дороже. В зависимости от оборудования и отделки салона его цена может колебаться в рамках 50-70 млн. долларов. По своим возможностям он ничем не уступает бортам, находящимся в распоряжении Президента. К слову, именно на этом лайнере Виктор Янукович в прошлом году совершал свой пресловутый полет в Испанию для лечения колена.

Более скромный авиапарк у другого украинского олигарха – зятя экс-Президента Украины Виктора Пинчука. По имеющейся информации, он летает на двух аппаратах: бизнес-джете «Global Express» от канадского производителя Bombardier и отечественном магистральном самолете Як-40, переоборудованном в административный. Стоимость канадского лайнера в стандартной комплектации может составлять 32,2 млн. долларов. Як-40 считается одним из самых надежных безопасных самолетов. Может быть, этим обусловлен выбор Виктора Михайловича, для которого сумма в 3 млн. долларов (за такую цену можно приобрести гордость советского авиастроения) вряд ли покажется серьезной.

Источник: rus.4post.com.ua