15.08.06 
Без процедуры санации и приватизации компания не сможет выжить и эффективно развиваться, но в Фонде госимущества этого словно не понимают.
Нет нужды говорить о том, какую роль в нашей жизни играет авиация – самый быстрый и удобный вид транспорта. В Украине хватает динамично развивающихся авиакомпаний, но нет главного – аэропортов мирового класса, с отвечающей последнему слову техники инфраструктурой. Именно это тормозит развитие авиационной отрасли. Пример –аэропорт Днепропетровска, который содержит компания "Днеправиа".

Государство от банкротства не спасет

У акционерной компании "Днеправиа", созданной на базе государственной авиакомпании, сложная судьба. Государство как нынешний владелец днепропетровского аэропорта до сих пор не может решить вопрос реконструкции инфрастуктуры и покупки новой техники, который остро встал еще в середине 90-х годов. "Днеправиа" на свой страх и риск пришлось брать кредиты в коммерческих банках – достаточно смелый шаг: вместо того, чтобы плыть по течению, менеджмент предпринимал действия по выводу компании из финансового штопора. Однако даже такие рискованные операции не могут "вылечить" компанию. И, похоже, без полномасштабного комплексного оздоровления финансового состояния "Днеправиа" не обойтись.

Главное – системный подход

Санация – вот, пожалуй, самый действенный механизм, при помощи которого возможно оздоровление "Днеправиа". Процедура санации проходит в рамках дела о банкротстве, которым в настоящий момент занимается Днепропетровский областной хозяйственный суд. А вот взяться за финансовое и организационное возрождение авиационного хозяйства Днепропетровска планирует компания "Приват Интертрейдинг". Среди главных задач - обновление основных средств "Днеправиа": создание современного авиационного комплекса, который будет соответствовать лучшим международным стандарта качества обслуживания пассажиров и обеспечивать высочайшую надежность полетов. Кроме того, нужно повысить качество грузовых авиаперевозок, что откроет еще один солидный источник для улучшения финансового состояния предприятия. Конечно, организационная реструктуризация невозможна без финансовой. Важной частью плана санации является подписание мировых соглашений с кредиторами для отсрочки уплаты долгов и их рассрочки. Отсрочка предоставит время для технической модернизации, аккумулирования средств для погашения имеющейся задолженности. План, согласитесь, хорош и разумен, но процесс финансового оздоровления "Днеправиа" существенно тормозят объективные трудности: постоянно растут цены на авиатопливо, не отстают от них и тарифы на аэропортовое обслуживание в аэропортах назначения.

А ФГИ "морочит голову"

Казалось бы, план санации разработан, одобрен комитетом кредиторов, осталось только одно – воплотить его в жизнь. Но и тут появились сложности: Фонд госимущества, без согласия которого процесс оздоровления не запустится, отказал в утверждении плана санации. Позиция ФГИ удивляет, ведь кредиторов устраивает разработанная "Приват Интертрейдинг" процедура финансовой реинкарнации "Днеправиа", а Фонд даже не является кредитором компании. В силу непонятных причин ФГИ потребовал выделить из состава предприятия как отдельное юрлицо аэропорт, что может привести к разрушению целостной структуры "Днеправиа" и ставит под угрозу существование авиакомпании. Если пойти по пути, предлагаемом ФГИ, то это может привести к резкому возрастанию затрат авиаперевозчика на аэропортовое обслуживание, что негативно скажется на финансовом благополучии компании. Кроме экономической нецелесообразности выделения из состава "Днеправиа" аэропорта, существуют еще два фактора – технический и юридический. Ведь процедурно разделить требования кредиторов, включенных в состав реестра, на два юрлица невозможно. Подобный юридический кульбит приведет к тому, что часть имущества должника, "Днеправиа", перейдет на баланс другого юрлица (аэропорта), и кредиторы потеряют возможность взыскать долг с заемщика. Получается, что ФГИ призывает нарушить закон и пытается подтолкнуть "Днеправиа" к выведению части своего имущества из-под требований кредиторов. Более того, выполнение пожеланий Фонда ведет к отчуждению имущества, которое находится в залоге у кредиторов, не получив согласия на это у последних. А ведь, как говорит закон, даже после отчуждения имущества, находящегося в залоге, юрлицо (аэропорт), принявшее его на свой баланс, все равно несет солидарную ответственность перед кредиторами, и права на это имущество тоже остаются у них. А, стало быть, в отношении аэропорта может быть возбуждено дело о банкротстве. Выходит, пожелания Фонда госимущеста не только не несут экономического и юридического смысла, но и нарушают ряд законов, препятствуют улучшению технического и финансового состояния "Днеправиа".

Непонятна и позиция Госавиаслужбы, которая также заявила о том, что аэропорт нужно выделить из состава компании, но – после проведения санации. При этом в Госавиаслужбе устранились от объяснения механизма, по которому аэропорт может быть выведен из состава компании. Оно и понятно – фактически такого механизма не существует. Получается, что госорганы просто не знают эффективного способа решения проблемы "Днеправиа", занимаясь, по сути, бесполезной юридической эквилибристикой.

От банкротства можно уйти Препирательства с ФГИ привели к тому, что срок, отведенный на санацию "Днеправиа" подходит к концу, а дело так и не сдвинулось с места. Сейчас возможны три варианта развития событий: 1) продление срока проведения санации; 2)прекращение санации и признание "Днеправиа" банкротом, что приведет к его ликвидации; 3)прекращение санации с подписанием мирового соглашения. Признание "Днеправиа" банкротом и его ликвидация нецелесообразны с экономической и социальной точки зрения. Значит, необходимо продолжить процедуру санации и стремиться к подписанию мирового соглашения с кредиторами. Немаловажно и то, что в плане санации предусмотрена возможность участия "Приват Интертрейдинг" в конкурсе по приватизации государственной доли "Днеправиа" - так как только переход авиакомпании в частную собственность позволит ей работать эффективно. Поэтому правильный путь один – к приватизации через санацию.