23.04.08 

ImageДонецк

Вчера донецкий аэропорт первым принял решение о передаче своей взлетно-посадочной полосы (ВПП) в госсобственность. Ее строительство будет проведено за счет госбюджета. Кроме того, город рассчитывает на компенсацию средств, вложенных в ее проектировку. До сих пор местные власти блокировали требование Минтранса передать ВПП в госсобственность, но, затягивая финансирование программы реконструкции аэропортов, министерство может вынудить их пойти на уступки, считают эксперты.

Вчера на сессии Донецкого облсовета депутаты приняли решение передать в государственную собственность взлетно-посадочную полосу коммунального предприятия "Международный аэропорт 'Донецк'". В управление Минтранса будет передана ВПП длиной 4200 м, которую планируется построить к 2009 году (действующая полоса аэропорта – 2600 м), рассказал начальник управления по вопросам имущества коммунальной собственности исполнительного аппарата Донецкого облсовета Константин Щербань.

Строить новую полосу городские власти решили еще в 2004 году. С тех пор были проведены подготовительные работы, на которые область потратила 75 млн грн. Еще 22 млн грн выделил сам аэропорт. С передачей ВПП в госсобственность городские власти рассчитывают получить от Минтранса компенсацию вложенных средств. "Пусть отдают назад наши деньги. Они (Минтранс.–Ъ) ничего не делали, потом отдали нам, мы начали вкладывать в аэропорт. Теперь они забирают это назад",– возмущается председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк. По его словам, в ближайшее время он намерен обсудить этот вопрос с премьер-министром Юлией Тимошенко.

Вопрос возврата взлетно-посадочных полос в госсобственность возник в марте этого года. Кабинет министров 5 марта утвердил госпрограмму развития аэропортов до 2020 года. Согласно этому документу, все ВПП аэропортов должны перейти в госсобственность, при этом имущественный комплекс может оставаться в коммунальной или частной собственности. Однако городские власти отказались возвращать ВПП государству, заявив, что делить аэропорты нецелесообразно – это снизит их инвестпривлекательность.

На решение властей Донецка передать ВПП государству могла повлиять угроза прекращения финансирования со стороны Минтранса, считает председатель ассоциации "Аэропорты Украины" Анатолий Троценко. По словам Анатолия Близнюка, в этом году для завершения работ в рамках подготовки к Евро-2012 на строительство полосы требуется 773 млн грн, которые пока не выделены – "а своими силами завершить стройку областные власти не могут". "Финансирование из госбюджета было выделено Минтрансу для распределения между аэропортами с учетом того, что ВПП будут переданы Минтрансу,– говорит господин Троценко.– А сейчас Минтранс показал, что не начнет выделять деньги, пока не будут подписаны соглашения о передаче ВПП". По мнению директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, Минтранс может использовать фактор финансирования, чтобы заставить остальные аэропорты передать полосы в госсобственность. В пресс-службе министерства вчера не смогли предоставить комментарии.

ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЯК; АНДРЕЙ Ъ-ЗАСЕКИН, Донецк