24.04.08 
Правительству Украины и Министерству транспорта и связи следует более тщательно прорабатывать проекты реконструкции региональных аэропортов в связи с проведением Евро-2012. На данном этапе существует очень высокий риск того, что расход государственных средств на данные нужды может быть гораздо выше целесообразного уровня. Такое мнение корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ выразил директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава.

По его словам, к "сомнительно целесообразным" проектам аэропортовой инфраструктуры, связанным с подготовкой к Евро-2012, необходимо отнести, в первую очередь, обустройство взлетно-посадочных полос (ВПП) для приема всех типов воздушных суден в региональных аэропортах. "В частности, это касается строительства новой взлетно-посадочной полосы длиной 4 тыс. м в аэропорту "Донецк", а также удлинения полосы для приема дальнемагистральных самолетов в аэропорту "Львов". Хочу отметить, что на уже имеющихся взлетно-посадочных полосах аэропорты "Львов" и "Донецк" могут обслуживать и уже обслуживают почти все типы среднемагистральных авиалайнеров", - отметил эксперт.

"Хотелось бы обратить внимание, что Евро-2012 - это футбольный чемпионат европейского, а не мирового уровня. Львиная доля гостей и участников чемпионата будет прибывать в Украину из Европы и соседних стран бывшего СССР. Соответственно, эти перевозки будут осуществлять региональные и среднемагистральные самолеты, а не межконтинентальные авиалайнеры", - напомнил А.Кава.

По его словам, параметры взлетно-посадочной полосы, необходимой для обслуживания среднемагистральных самолетов, гораздо скромнее, чем для дальнемагистральных. Среднемагистральные самолеты обычно меньше и легче, отмечает эксперт, чем их межконтинентальные "собратья". Среднемагистральные самолеты рассчитаны на перевозку 100-200 пассажиров на расстояние до 6 тыс. км, тогда как дальнемагистральные лайнеры способны перевозить до 550 пассажиров на расстояние до 17 тыс. км.

А.Кава полагает, что для наиболее распространенных в мире среднемагистральных самолетов (семейства "Boeing-737" и "Airbus А320") необходимая длина ВПП составляет менее 2 100 м. Для более вместительных лайнеров Boeing-757 нужная полоса составляет 2 250 метров. "А именно на долю этих самолетов придется большая часть перевозок пассажиров в период Евро-2012", - подчеркнул эксперт.

"Кроме того, ожидать развития дальнемагистральных полетов из региональных аэропортов в ближайшие 10 лет не приходится. К примеру, сейчас даже из международного аэропорта "Борисполь" ежедневно выполняются не более 5 дальнемагистральных рейсов, тогда как ежедневное количество среднемагистральных приближается к 100. Такое мнение подтверждает и опыт иных стран Центральной и Восточной Европы, где межконтинентальные рейсы выполняются, в основном, из столичных аэропортов, тогда как аэропорты даже больших региональных центров обслуживают только местные и среднемагистральные воздушные линии", - добавил глава Центра политического и экономического анализа.

"Таким образом, существует очень большой риск, что государственные средства, вложенные во взлетно-посадочные полосы для дальнемагистральных самолетов в региональных аэропортах, будут израсходованы тщетно, так как использоваться данные полосы для приема межконтинентальный лайнеров в обозримом будущем не будут. Убежден, что эти средства можно потратить гораздо более эффективно на более важные проекты. В частности, для аэропортовой инфраструктуры, полагаю, это реконструкция и расширение перронов, модернизация навигационного оборудования, обновление покрытия имеющихся взлетно-посадочных полос, а также строительство терминалов", - подытожил эксперт.

Напомним, по данным главы Национального агентства по подготовке и проведению Евро-2012 Евгения Червоненко, строительство дорог и реконструкция аэропортов - это две основные проблемы подготовки инфраструктуры Украины к чемпионату Европы 2012 года.