09.06.08 

Imagearrow.gifБорисполь | УАТК 

Аэропорты не могут подготовиться к Евро-2012 без земель «военного сектора»? 

Одна из главных проблем, стоящих перед Украиной в процессе подготовки Евро-2012, — реконструкция аэропортов. Чтобы не потерять право на проведение финала футбольного чемпионата, Украина обязана достроить в аэропорту "Борисполь" дополнительный терминал D, а также расширить перроны, увеличить места стоянок самолетов и т. д. Минтранс уверен, что без согласия Минобороны невозможно вернуть в государственную собственность земли "военного сектора", которые сейчас не используются для оборонных целей и переданы коммерческой структуре. В Минобороны утверждают, что земли нужны им самим…

Во времена Советского Союза в стратегических аэропортах, к которым относятся "Борисполь" и "Львов", существовала солидная материально-техническая база так называемого военного сектора: там стояли военные самолеты, были и взлетно-посадочные полосы, и стоянки, и земля для нужд обороны. Но в последние 17 лет свое военное значение эта территория потеряла и, по мнению сторонников демилитаризации, пришла в упадок: в аэропорту "Львов" осталась одна рота охраны, а в "Борисполе" — домик министра обороны и места стоянки самолетов. Правда, источник в Минобороны с этим категорически не согласен — о запустении речь вообще не идет: журналисты, которые летали по линии Минобороны, могли наблюдать, что там развитая инфраструктура с диспетчерскими пунктами управления полетами, обслуживающим персоналом, везде чистота и порядок.

Вопрос, что же делать с этим хозяйством, поднимался неоднократно. И в 2006 году Минобороны (без согласования с Кабинетом министров) передало имущество аэродромов в Киеве и Львове — точнее, земли и взлетно-посадочные полосы — государственному предприятию "Украинская авиационная транспортная компания" (УАТК).

Как любая зарабатывающая прибыль структура, УАТК намерена расширяться, и с особым интересом относится к переданным на ее баланс землям аэропорта. В частности, по словам ее президента Виталия Попова, компания разработала план застройки земель в "Борисполе", которые называет "своими". Проект предполагает строительство наземного перронного комплекса для коммерческого обслуживания грузовых воздушных судов, грузового терминального комплекса со складом, ангара для воздушных судов деловой авиации и стоянки на шесть мест, а также возведение в аэропорту офисного центра и гостиничного комплекса. Действительно, какие военно-транспортные перевозки без гостиницы, пляжа и бара (шутка!)?

Все это замечательно — при одном "но"… Аэропортовская земля нужна не только УАТК. Она нужна и аэропорту "Борисполь" для насущных авиационных потребностей. Расширяться "Борисполю" уже некуда — вокруг частные земельные наделы, коттеджные поселки и городская инфраструктура. Вместе с тем даже без Евро-2012 обслуживать пассажиропоток в столичном аэропорту становится все труднее. Автору этих строк самому пришлось два часа простоять в очереди на регистрацию из-за большого наплыва прибывших. А у Львова с его игрушечно-маленьким и совершенно запущенным помещением аэропорта никаких перспектив превратиться в "западные воздушные ворота страны" нет.
Поэтому Минтранс давно и упорно настаивает на том, чтобы земли, которые находятся в пределах аэродромов "Борисполь" и "Львов", перешли в его управление, т. е. вернулись государству. В предыдущем правительстве была создана специальная комиссия во главе с вице-премьером Александром Кузьмуком, которая решала, но так и не решила спор. Теперь Евро-2012 не позволяет больше ждать.

Недавно Минтранс обратился в Минобороны с просьбой отменить собственные приказы и вынести на Кабмин вопрос о передаче инфраструктуры и земель в государственную собственность Министерства транспорта и связи. Но пока официального ответа от Минобороны нет. Тем временем, по сообщениям СМИ, УАТК якобы пытается зарегистрировать в БТИ уже как свою собственность те самые земли, которые ей передало Минобороны.
Подтвердить или опровергнуть эту информацию нам в компании не смогли, сославшись на свой государственный статус и необходимость обращаться с письменным запросом к президенту госпредприятия Виталию Попову, которого в момент подготовки текста к печати не оказалось на месте.

В Минобороны нам сообщили, что вопрос по Львову рассматривался давно, с подачи местной власти, и больше к нему не возвращались. Пребывание же там военной площадки продиктовано стратегической и мобилизационной оборонной целесообразностью и никому не мешает. Военная площадка аэропорта "Борисполь" — не просто площадка. Там дислоцируется авиационная транспортная бригада, которая практически ежедневно "на крыле". "Куда деть бригаду, в авиационном парке которой самолеты Ан-26, Ан-30, Ан-32 и используются для выполнения задач? Конечно, под Евро-2012 хотят отхватить все, но есть понятие стратегической и мобилизационной оборонной необходимости", — возмущался источник в Минобороны.

Также он отметил, что УАТК — это не какая-то коммерческая структура, а госпредприятие МОУ, которое осуществляет большой объем перевозок, участвует в реализации Всемирной продовольственной программы ООН — доставляет продукты и гуманитарные грузы в африканские страны, обеспечивает ротации украинских миротворческих военных и милицейских контингентов ООН в Косово и Либерии. "Сейчас компания, которая на протяжении последних 3 лет динамично развивается, ведет переговоры о сотрудничестве с военным комитетом ЕС о транспортных перевозках в интересах этой структуры. В ближайших планах УАТК — закупка в лизинг комбинированных самолетов "Боинг-747-200" и покупка 10 самолетов Ан-70", — сообщил источник в Минобороны.

С позицией Минобороны не согласны независимые эксперты. По мнению редактора "Транспресс", майора авиации в запасе Григория Спектора, в Украине остались без дела многие военные аэродромы, разворовываемые и не используемые, плюс разваливающиеся военные городки с полной инфраструктурой вокруг них, где когда-то жили военные авиаторы и их семьи. Никакой оборонной, авиационной или экономической необходимости в совместном базировании любых частей военной авиации в крупнейшем международном аэропорту нет. Для перевозок военных грузов можно использовать военные аэродромы в Василькове или в Узине, а остатки авиационных частей и имущества перебазировать на Гостомельский аэродром. Это, по крайней мере, поможет спасти его от планируемой застройки очередными "свечками".

Егор СМИРНОВ