12.08.08 

АНТК 

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко поручила создать комиссию для проверки компании «Авиалинии Антонова», которая является структурной единицей Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) имени О. К. Антонова. Повод для этого был, на первый взгляд, очень серьезный — информация украинских контрразведчиков из Службы безопасности.

Удивительным образом материалы спецслужбы еще до окончания проверки попали в прессу. Из них следовало, что СБУ обвиняет руководство АНТК им. О. К. Антонова в выводе за границу финансов, полученных от эксплуатации транспортных самолетов Ан-124-100 «Руслан». Якобы на этой технике зарабатывают россияне, а Украина теряет позиции на международном рынке авиаперевозок грузов. Конечно, тема о «потере» государством 100 млн. долларов не могла не заинтересовать автора, решившего провести собственное журналистское расследование. К сожалению для профессионализма контрразведчиков, нами не найдены доказательства указанных обвинений. Но обо всем по порядку.

Некоторые обвинения СБУ сразу выглядели совсем странными. Украинцы, якобы, нарушили законодательство при создании совместных предприятий Ruslan SALІS (Германия) и Ruslan Іnternatіonal (Великобритания). Но, как известно, указанные компании обслуживают заказы ООН, НАТО и т. п. Трудно поверить, что такие известные международные организации пойдут на сомнительные схемы. Соответственно, удивляет позиция СБУ, которая считает бесплатное получение на баланс государственного предприятия акций прибыльных компаний — потерей для бюджета... Так же странным выглядит отношение Службы к решениям украинских судов — ведь они еще в 2006 году установили законность получения АНТК акций иностранных компаний!

Более того, оказалось, что защитники государственной безопасности фактически подбросили Кабинету Министров лишнюю работу. Все упреки, изложенные в их докладе руководителю правительства, уже неоднократно проверены другими, как говорится, компетентными органами: Генеральной прокуратурой, Государственной налоговой администрацией, ГлавКРУ, межведомственной рабочей группой, созданной по поручению предыдущего правительства.

Конечно, учитывая конкуренцию силовых ведомств, Служба безопасности должна доказывать свою эффективность. Естественно также, что СБУ не может отвечать за качество предыдущей работы своих коллег. Но сотрудники спецслужбы до того сами не раз проверяли АНТК им. О. К. Антонова и ничего криминального не нашли.

Можно не доверять работе предыдущего правительства, однако детальный анализ деятельности «Авиалиний Антонова» проводился уже при нынешнем Кабинете Министров в начале года во время подготовки к рассмотрению вопроса о ситуации в авиастроении на Совете национальной безопасности и обороны Украины.

Непонятно, как бдительное око контрразведчиков не нашло в печати развернутые ответы на вопросы, возникшие у них по поводу деятельности АНТК. Ведь работа с открытыми источниками информации является неотъемлемой составляющей их повседневной работы.

Выясняется, схема отношений «Авиалиний Антонова» с иностранными посредниками не менялась с начала 90-х годов прошлого века, когда ее законность подтвердил тогда заместитель председателя Национального банка Украины Игорь Митюков. Главный принцип работы заключается в том, что все затраты за границей, связанные с эксплуатацией самолетов, оплачивает местный агент.

Как говорят специалисты отрасли, платить за пролет самолетов, за топливо, аэропортовые сборы с Киева просто невозможно в условиях забюрократизированной финансовой системы. За границей все это делается с помощью системы «банк-клиент» в режиме реального времени, что сверхважно для чартерных авиаперевозок.

Остальные деньги иностранный агент перечисляет АНТК им. О. К. Антонова, которое уже в Украине расходует немалые средства на техническое обслуживание самолетов, их модернизацию, заработную плату летчиков и т. п., да еще и платит немало в госбюджет. Деятельность агентов, конечно, имеет себестоимость. Но, учитывая, что АНТК (читай — государство) является совладельцем этих агентов, их затраты жестко контролируются, а прибыль в конце концов опять-таки возвратится в Украину в виде дивидендов.

Кстати, затраты АНТК им. Антонова на оплату этих услуг сократились за последние годы с 10—15% до 2—3%. Это объясняется как раз отказом «Авиалиний Антонова» от посторонних компаний-агентов и началом плодотворного сотрудничества на паритетных началах с российским партнером — фирмой «Волга—Днепр» через те же Ruslan SALІS и Ruslan Іnternatіonal.

Так, в прошлом году украинские «Русланы» заработали немногим более 200 млн. долл. Около половины из этих средств «съели» затраты, в том числе на авиагорючее, подорожавшее в последние годы в несколько раз, обслуживание самолетов в других государствах и прочие прямые эксплуатационные затраты, которые несут за АНТК агенты.

Именно эти средства, как считает СБУ, «Авиалинии Антонова» и «спрятали» за пределами Украины. То есть так же можно подозревать, например, МИД в выводе за границу бюджетных средств под видом затрат на получение украинской собственности в зарубежных странах.

В обвинениях СБУ есть и другая, международная, составляющая. Фактически украинские контрразведчики обвинили в теневых операциях немецкую компанию Ruslan SALІS, которая работает с НАТО и проходит ежегодные проверки не только этой организации, но и известной аудиторской компании, входящей в тройку крупнейших в мире. Скрыть что-либо от аудиторов просто невозможно.

Если бы, например, проверяющий заметил, что Ruslan SALІS покупает топливо в несколько раз дороже, чем другие фирмы, или перечисляет средства иностранным структурам за сомнительные услуги, он бы никогда не подписал позитивный аудиторский вывод. А о работе с НАТО можно было бы вообще забыть. То же самое касается и Ruslan Іnternatіonal. Более того, в Великобритании аудитор исполняет функции налоговой.

Упреки АНТК в потере рынка вообще безосновательны. Украина с семью самолетами «Руслан» всегда уступала России, которая имеет в два раза больше самолетов в коммерческой эксплуатации (компании «Волга—Днепр» и «Полет»). Кроме того, в последние годы рынок еще изменился — Ан-124-100 получили Ливия и Объединенные Арабские Эмираты.

Как ни странно, но даже уменьшение доли «Авиалиний Антонова» на мировом рынке грузовых авиаперевозок с 36% в 2003 году до 25% в 2007-м вовсе не свидетельствует о потерях позиций компании. Наоборот, в денежном выражении доля украинского авиаперевозчика выросла более чем в три раза, поскольку и рынок растет. Не следует забывать и о том, что такое падение отчасти вызвано и арестами украинских самолетов в 2003—2004 годах, произошедших, как помним, отнюдь не по вине АНТК им. Антонова, а тогдашнего руководства Фонда госимущества.

Досадно, что сотрудники СБУ так ошиблись. Ведь не хочется верить, что уважаемую службу кто-то использует для достижения собственных користных целей, которые далеки от интересов государственной безопасности.

P.S. Когда статья уже была готова в печать, в юридической фирме «Ильяшев и Партнеры», представляющей интересы АНТК им. О. К. Антонова, сообщили, что письмом от 30 июля с. г. Генеральная прокуратура проинформировала, что СБУ действительно обращалась в ГПУ с материалами проверок относительно деятельности АНТК, но прокуратурой установлено, что «оснований для мер прокурорского реагирования не усматривается».

Как говорится, «бегали напрасно, зато хоть согрелись»...

Джерело Голос Украины   Автор: Андрей КРАСНОВ