12.12.08 

Госавиаадминистрация начала активную кампанию по сертификации украинских авиакомпаний по европейским стандартам JAR/PART и совместным авиационным требованиям OPS.

В рамках программы в ближайшее время в украинских авиакомпаниях пройдут так называемые дружественные аудиты на соответствие стандартам. В то же время эксперты считают, что внедрение этих стандартов приведет к запрету полетов большинства самолетов советского производства — Як-42, Як-40, Ан-24, Ту-134 и Ту-154.

Сам процесс адаптации имеет три составляющих: обучение персонала, адаптация документации и непосредственные меры по их внедрению. Между тем эксперты отмечают, что только обучением персонала и закупкой документации дело не закончится. Простой процесс аудита на соответствие западным стандартам стоит порядка $40 тыс. По идее, помочь украинским чиновникам должны эксперты ЕС, которые сейчас в рамках общеевропейских программ работают в Украине. Так, в декабре объявлено о проведении трехнедельных «дружественных аудитов» специалистами авиаадминистраций Франции и Польши на соответствие евростандартам украинских компаний. Как отмечают в Минтрансе, аудиты будут бесплатными, платить придется только за организационные мероприятия, то есть доставку аудиторов на место проведения аудита и т.п. расходы. Правда, не совсем ясно, каковы должны быть результаты этих аудитов — предоставят ли авиакомпаниям соответствующие сертификаты в случае успешного прохождения аудита или нет.

Еще один интересный момент — это дата окончательного внедрения евростандартов в Украине. Судя по желанию чиновников ускорить этот процесс, внедрение JAR стоит ожидать уже в следующем году (поляки, к примеру, растянули этот процесс на шесть лет). А это значит, что перевозчикам сейчас надо тратить десятки тысяч долларов на обучение персонала. Следует отметить, что в основном переучиваться придется за границей. Еще один негативный момент — это запрет на эксплуатацию техники советского производства. Даже такой относительно «свежий» самолет, как Як-42, скорее всего, встанет на прикол. Причина в отсутствии кислородного оборудования в салоне. Его можно поставить, однако это достаточно дорого стоит. Стоит отметить, что первый шаг по вытеснению отечественной техники с рынка уже сделан: с 1 июня текущего года было запрещено эксплуатацию самолетов без трех обязательных систем — системы предупреждения об опасном сближении с землей (TAWS), системы предупреждения столкновения в воздухе (TCAS), аварийными авиамаяками. Как говорят чиновники, все это делается для улучшения ситуации с обеспечением безопасности полетов. Однако сами пилоты говорили, что на самом деле это обыкновенный лоббизм со стороны производителей такой аппаратуры, ибо для региональных рейсов по Украине она не нужна, а стоит практически столько же, сколько и остаточная стоимость самих самолетов — $300–400 тыс. Введение этой нормы поставило на прикол практически 60% Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40. А это — парк региональных перевозчиков.

Таким образом, сейчас на рынке наблюдается ярко выраженная картина выдавливания с рынка мелких перевозчиков при помощи внедрения всевозможных дополнительных стандартов и сертификационных требований.

Джерело Комментарии   Автор: АНДРЕЙ ЗАПРУДНЫЙ