18.12.08 

Image Мотор Сич 

Запорожское предприятие «Мотор Сич», являющееся одним из крупнейших производителей авиадвигателей в Украине, сообщило о значительном росте портфеля заказов на 2009 год. Согласно планам, предприятие намерено реализовать авиационные и вертолетные двигатели на сумму не менее 450 миллионов долларов. В интервью «ДЕЛУ» почетный президент «Мотор Сичи», народный депутат от Партии регионов Вячеслав Богуслаев рассказал, кто заказывает запорожские двигатели и каким образом «Мотор Сич» намерена сокращать свои производственные расходы. В частности, предприятие готовит работников к тому, что им придется осваивать другие специальности.

Почетный президент «Мотор Сичи» Вячеслав Богуслаев сообщил «Делу», что предприятие уже заключило на следующий год контракты на полмиллиарда долларов 

Вячеслав Александрович, подавляющее большинство украинских предприятий ожидают значительного снижения производства в следующем году. «Мотор Сич», наоборот, сделала очень оптимистический прогноз.

Действительно, в 2009 году у нас будет очень много работы, сейчас у нас наблюдается значительное увеличение количества контрактов. Их сумма уже достигает около полумиллиарда долларов. На некоторых участках, в некоторых цехах рост производства увеличится на 60% — это, например, лопаточное производство (производство лопаток для турбин. —«ДЕЛО»). Где-то ожидается рост на 40%, где-то — на 15%. А в целом мы прогнозируем увеличение объемов производства на 27-30%. Неравномерное увеличение нагрузки приведет к тому, что работников предприятия надо будет переставлять и  переучивать.

Неужели спрос на продукцию не падает?

Во-первых, нам повезло в том плане, что 80% наших покупателей — это бюджетные организации, в частности, министерства обороны. А во-вторых, в арабском мире финансовый год сдвинутый, он продлится до 31 марта. Соответственно, заказчики из мусульманских стран продолжат платить, как и раньше. Эти два фактора позволяют нам продержаться в самое ответственное, самое сложное время — первый квартал 2009 года.

Кто крупнейшие заказчики продукции «Мотор Сичи» на следующий год?

38-39% составляют заказы через Россию  (подчеркиваю, не самой России, а через страну). 22-23% заказов — из Китая. Затем в списке крупнейших покупателей следуют Индия и Иран. Это основные страны-заказчики, а всего их около ста.

А новые рынки сбыта продукции предприятия появятся?

Думаю, все страны нами уже охвачены. Новым рынком можно назвать, пожалуй, только Канаду. Раньше мы поставляли туда отдельные запчасти, отдельные детали. Сейчас мы получили там сертификат и будем продавать в эту страну вертолетную технику. Она будет использоваться на уборке леса — в труднодоступных местах. Ка-32 с наружной подвеской очень хорошо подходят для этой работы.

Какова сумма этого заказа?

Около 12-13 миллионов долларов.

Какие еще крупные заказы можете выделить?

Очень большой заказ поступил из России. Мы изготовим для нее электростанции на сумму около 27-30 миллионов долларов. Контракт рассчитан на два года.

В каких целях будет использоваться это оборудование?

Заказчик работает на Дальнем Востоке. У него своя программа по освоению новых месторождений нефти и газа, наше оборудование будет обеспечивать газоперекачку.

И все-таки, каким-то образом кризис сказывается на работе «Мотор Сичи»?

Да, конечно. Из-за того что мировая банковская система разрушена, перечисление денег стало затруднительным. Мы получаем деньги с опозданием до двух месяцев. Дело в том, что во многих банках Европы и Америки созданы специальные департаменты по борьбе с отмыванием денег, и они каждую трансакцию контролируют.

Какова сегодня сумма задолженности по оплате за поставленную предприятием продукцию?

Месячная задолженность по контрактам — около 60 миллионов долларов. Но эта сумма постоянно меняется. Например, должно было прийти (по контрактам. — «ДЕЛО») 37 миллионов, а пришло 12. И все подтверждают, что перевели деньги. Группа людей сидит на телефонах целый день: да, Малайзия перечислила, Индия перечислила, Израиль перечислил… А денег нет.

Запорожские власти уже объявили о том, что на «Мотор Сичи» планируется сокращение персонала…

Нельзя так говорить. В январе мы планируем перевести только управленцев на трехдневную рабочую неделю. А цеха как работали в две смены, так и будут работать. Рабочих мы не будем сокращать — ни одного. Наоборот, у нас открыты вакансии, рабочих не хватает! Каждый месяц завод готовит 1,2 тысячи человек — они проходят специальные курсы повышения квалификации или освоения второй специальности.

Сколько управленцев будет переведено на трехдневную рабочую неделю?

Около полутора тысяч. Такую меру мы внедряем на полгода, потому что никто не знает, когда закончится кризис. Планируем, что по истечении этого срока ситуация нормализируется.

Джерело Дело