06.04.09 

Борисполь Image

В Международном аэропорту «Борисполь» 3 апреля презентовали новую систему досмотра багажа. Она должна существенно сократить количество краж из багажа пассажиров и искоренить эту проблему навсегда.

Проект имеет две составляющие - усиление работы с персоналом, т.е. человеческий фактор, и технические нововведения. С человеческим фактором пока что решили бороться традиционными методами. Милиция начала активные «зачистки» аэропорта. Собственно нечто подобное предлагала еще специальная межведомственная комиссия в  2007 г., когда в аэропорту разразился скандал из-за кражи крупной суммы денег из багажа жены народного депутата Игоря Шкири.

Тогда предлагалось повысить статус линейного отдела милиции (ЛОВД) и предоставить ему новые полномочия вместе с увеличением штата. Как оказалось, некомплект тогда составлял более десятка человек, т.е. около трети списочного состава подразделения. Это означало, что реагировать на заявления граждан было просто некому. В 2008 г., по словам начальника ЛОВДа Александра Павловского, МВД удалось довести численность штата до 50 человек, и тем не менее сегодня некомплект составляет 8 человек.

Тогда и было принято решение пойти традиционным путем – т.н. отработкой территории. В конце декабря 2008 г. в аэропорту началась операция по пресечению фактов противоправной деятельности в отношении багажа пассажиров. Использовалось несколько сотен сотрудников правоохранительных органов, которые работали сразу по нескольким направлениям: возле каждого самолета поставили по милиционеру и они следили, за работой грузчиков. В самом аэропорту работали оперативные группы, которые сразу же после выявления фактов порчи багажа или его пропажи составляли соответствующие документы.

Практику «зачисток» решили ввести на постоянной основе с 5 по 15 марта, кроме того была проведена спецоперация, следующая акция планируется на середину апреля. Как заявляет А.Павловский, благодаря действиям милиции за первый квартал 2009 г. было составлено 228 актов о повреждении багажа (в 2008 г. за аналогичный период было зарегистрировано 10 актов). при этом непосредственно заявлений о хищении из багажа было составлено 18 штук (в 2008 году - 74). Правда, после проверок возбудили лишь одно уголовное дело.

Лучше обстояли дела с проверками в работе самих грузчиков - после отработки бригад грузчиков в первом квартале 2009 г. возбуждено 12 уголовных дел - 3 человека арестованы, 8 находятся под подпиской о невыезде. Около 30 человек просто уволены.

Кроме того, в аэропорту создана специальная служба внутренней безопасности, которая проводит работу с персоналом, а также постоянно действующая межведомственная рабочая группа по предотвращению краж из багажа. Служба авиационной безопасности также увеличила количество проверок бригад грузчиков на перроне. Им также выделили для прохода в/из аэропорта специальное КП, на котором проводятся выборочные проверки персонала.

Правда, все эти мероприятия не новость - еще в 2007 г. во время работы межведомственной рабочей группы в «Борисполе» именно такие схемы работы предлагались аэропорту, но чиновники Госавиаадминистрации почему-то решили не подписывать акт работы комиссии и все предложения так и остались на бумаге. Внедрятся они стали только после смены руководства аэропорта с осени 2008 г.

В техническом плане нововведения также повторяют ранее предложенные новинки. Смысл их в том, чтобы разделить процесс сканирования и комплектации багажа. По словам народного депутата Александра Галуненко, в аэропорту работала организованная преступная цепочка. «Схема работы такая: в аэропорту при сдаче багажа осуществляется обязательное сканирование чемоданов с целью выявления запрещенных предметов - оружия, наркотиков и товаров подлежащих таможенному оформлению, при этом присутствует два офицера - один службы авиационной безопасности (служба САБ) и сотрудник ГТСУ.

Видимо, при сканировании и выявляются потенциальные жертвы. Каким-то образом дается сигнал грузчикам, на чемодане могут поставить специальную наклейку или оставить другой знак. Те не могут вскрывать чемоданы непосредственно в грузовых помещениях, там везде установлены камеры, однако в багажном отсеке самолета таких камер нет, поэтому, вероятно, кража осуществляется в самом самолете», - заявил еще в 2007 г. А.Галуненко.

Чтобы разорвать эту схему, в «Борисполе» планируется установить новую интеллектуальную систему сканирования багажа. Новые энтероскопы будут сканировать багаж на предмет запрещенных предметов в автоматическом режиме. В случае выявления запрещенных или подозрительных предметов багаж будет проверяться офицерами по безопасности и таможенниками. Как говорит гендиректор аэропорта Борис Шахсуваров, - приблизительно 75% всего багажа не будет попадать в поле зрения сотрудников САБа и таможенников. Более того, даже если чемодан попадет под дополнительное сканирование, сотрудники аэропорта не будут знать, где именно он находится. Таким образом, разрывается преступная цепочка: офицер безопасности - грузчик. Более того, новые приборы будут определенное время хранить в памяти информацию о просканированном багаже - если пассажир заявит о краже из его сумки, вещей по этим данным можно будет оперативно выяснить, где именно это могло произойти.

Правда, вопросы вызывает стоимость внедрения системы - руководство аэропорта умалчивает, во сколько именно обошлись новые системы сканирования. По данным экспертов, средняя стоимость таких систем составляет от $1 до 3 млн. на одну линию автоматической обработки багажа. Если учесть, что в «Борисполе» их будет как минимум три, то нововведения обойдутся в сумму порядка $10 млн.

И, наконец, последняя составляющая технического контроля: видеокамеры. Руководство аэропорта признало, что их количество недостаточно для полноценного наблюдения за проведением погрузочно-разгрузочных работ - существуют «мертвые зоны», о которых знают грузчики и этим пользуются. Это вылилось в решение увеличить в два раза их количество - с 200 до 400. Только в ближайшее время предполагается установить дополнительно 73 камеры, а в ходе реконструкции терминала «В» довести их количество до 400. Хотелось бы верить, что все эти меры приведут к сокращению количества краж из багажа. Проблема только в том, что это мероприятия проводятся в рамках лишь одного конкретного аэропорта…

Джерело Транспортный Бизнес   Автор: