09.02.10 
Вчера, на 81-м году ушел из жизни выдающийся двигателестроитель, авиаконструктор, «Дон Кихот отечественного моторостроения», руководитель предприятия ЗМКБ «Прогресс» Федор Михайлович Муравченко.

Трудно в нескольких прощальных словах выразить всю горечь утраты и всю скорбь, которая царит в наших сердцах в связи с безвременной кончиной этого человека. Потеря великого человека – это всегда трагедия, перед которой блекнут все другие события. Федор Михайлович навсегда останется в наших сердцах как выдающийся человек, который прошел яркий жизненный путь и всегда был верен делу развития отечественного двигателестроения, достойно продолжал славные традиции запорожской школы.
 
Вечная память Федору Михайловичу!
Помним, любим, скорбим.
 
Похороны Ф.М.Муравченко состоятся 10.02.2010 г. в Запорожье.
 
Биография Ф.М.Муравченко
 
Федор Михайлович родился 18 марта 1929 г. в селе Запорожье-Грудовато Синельниковского района Днепропетровском области. В 1954 году окончил Харьковский авиационный институт, авиамоторостроительньтй факультет. 
        
Основные этапы трудовой биографии:

04.1954 -12.1959 - предприятие п/я 57, г. Запорожье, инженер-конструктор III, II категорий,12.1959-03.1965 - начальник конструкторской бригады,03.1965 - 01.1967-ведущий конструктор.01.1 967 - О6.1983 - заместитель главного конструктора по экспериментальным работам,06.1983 - 02.1989 - главный конструктор, 1-й заместитель руководителя предприятия "Запорожскоемашиностроительное конструкторское бюро "Прогресс",02.1989 - 03.1994 - генеральный конструктор, руководитель предприятия "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс",03.1994-н.вр. - генеральный конструктор, руководитель предприятия "Государственное предприятие "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" имени академика А.Г. Ивченко".01.2007 - н.вр. председатель совета корпорации "НПО "А. Ивченко" 
        
Сфера, направление, характер профессиональной и общественной деятельности:

Принимал участие в создании 44 типов и модификаций авиадвигателей. Обосновал и воплотил в жизнь концепции создания семейства турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности (по отдельным направлениям не имеют аналогов в мировой практике), дают возможность значительно снизить затраты на разработку, сертификацию и внедрение в серийное производство авиадвигателей, газовых турбин промышленного назначения. По этим концепциям (и под руководством) созданы и введены в серийное производство: первый отечественный турбореактивный двигатель с высокой степенью двухконтурности Д-36 - базовый (6 модификаций), эксплуатируется на самолетах Ан-72, Ан-74, Ан-74ТК-300, Як-42 и имеет суммарную наработку свыше 10млн_ часов; один из мощнейших в мире двигатель Д-18Т для тяжёлых транспортных самолетов Ан-124 "Руслан", Ан-225 "Мрия"; турбовальный двигатель Д-136 (для вертолёта Ми- 26, не имеющего аналогов в мире по мощности и грузоподъёмности), высоконадёжный турбореактивный двигатель ДВ-2 для учебно-тренировочного самолета (УТС) L-59 производства Чехии. Проведен спектр инжиниринговых работ по обеспечению надежности и повышению ресурса двигателей, которые находятся в эксплуатации: АИ-20 всех модификаций, АИ-24, АИ-25, АИ-25ТЛ, АИ-9, АИ-9В, Д-36, Д-136, Д-18Т. Созданы авиадвигатели: турбовинтовой ТВЗ-117ВМА-СБМ1 и вспомогательный АИ9-ЗБ для нового регионального самолета Ан-140, семейство турбореактивных двухконтурных двигателей Д-436 (6 модификаций) для пассажирских самолетов Ту-334, Ан-148 и самолета-амфибии Бе-200, турбореактивный АИ-25ТЛШ для модернизации УТС L-39 (Чехия) и JL-8 (Китай); создаются новые двигатели 5-го поколения: Д-27, первый в мировой практике винтовентиляторный двигатель, обеспечивающий уникальные параметры среднего транспортного самолета Ан-70, АИ-22 для пассажирского самолета Ту-324; семейство малоразмерных двигателей АИ-450 для легких вертолётов, самолетов и БЛА; семейство АИ-222 для учебно-боевых самолетов Як-130, L-15; семейство двигателей с большой степенью двухконтурности СПМ-21 для перспективных ближне-среднемагистральных и многоцелевых транспортных самолетов; осуществляются работы по созданию 17-ти типов газотурбинных приводов индустриального назначения мощностью 0,5-25 МВт, среди них газовые турбины семейств Д-336 и АИ-336 мощностью 4-10 МВт (ими переоснащаются газоперекачивающие станции Украины, России, Ирана, Турции, Болгарии, Азербайджана, Узбекистана), приводы электростанций АИ-2500, АИ-6000, эффективный генератор инертных газов АИ-19ГИГ для тушения пожаров в закрытых помещениях. Соавтор национальной программы "Развитие авиационной промышленности Украины". Автор (соавтор) свыше 170 научных работ, в частности, соавтор учебных пособий: "Система управления переходными режимами двигателя Д-36" (1998), "Расчет на прочность дисков компрессоров и турбин" (1998), имеет 42 авторских свидетельства и патента. 
        
Почетные, ученые звания:

"Почетный авиастроитель" (03 Л 989); доктор технических наук (1991)> академик Инженерной Академии Украины (1993), академик Международной Инженерной Академии (1996), "Почетный авиадвигателестроитель" (06.1996); профессор (1999)> почетное звание "Выдающийся инженер XX столетия" Международной Инженерной Академии (10.2000), член-корреспондент Национальной Академии наук Украины (отделение механики, 05.2003), член-корреспондент Академии Технологических Наук Российской Федерации (12.2003), академик Международной Академии Транспорта (2006). 
        
Награды государственные:

Медаль "За Трудовую доблесть" (11.1966); медаль "За доблестный труд" (03.1970); орден "Трудового Красного Знамени" (04.1971); орден "Октябрьской Революции" (03.1981); Лауреат Государственной премии СССР (11.1984); Лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники (01.1994); орден "За заслуги" III (03.1994), II степени (01.1999) и I степени (08.2005); Почетная грамота Кабинета Министров Украины (03.1999); Именные золотые часы от Президента Украины (03.1999); Герой Украины (с вручением ордена государства, 08.2002); почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники Украины" (12.2003); Почетная грамота Верховной Рады Украины (03.2003); звание "Почетный гражданин города Запорожья" (03.2004); орден "Дружбы" (11.2004); почетное звание "Заслуженный инженер Республики Бурятия" (03.2005). 
        
Награды общественные:

Почетный казацкий крест "За возрождение Запорожского казачества" I степени (05.2000); Золотая медаль "За достижения в науке" (09.2000); орден "Святого Равноапостольного Князя Владимира"; орден "Святой Князь Владимир" IV степени с присвоением титула "Рыцарь ордена "Святой Князь Владимир" (9.2000); орден "Золотой Меркурий"( 12.2000); Орденский знак "Слава на верность Отчизне" III степени с присвоением титула "Кавалер Ордена "Слава на верность Отчизне" (04.2001); наградной знак "Лавры Славы" (2002); нагрудный знак "Золотое крыло" (09.2002); Крест Почета "За возрождение Украины" I степени (12.2002); Золотая Звезда общественного признания и величия (04.2003); Большая золотая медаль лауреата Международной премии Международной инженерной академии (11.2003); награда "Интеллект нации" (03.2004); Золотой орден "Святой Апостол Андрей Первозванный" (04.2004); нагрудный знак "Лидер Украины" (02.2005); награда "Славянская Честь, Доблесть, Слава" (04.2006); орден "За верность долгу" (05.2006); орден "Великая Победа" (08.2006); Почетная награда "Лидер украинской экономики" (04.2007); орден "Звезда Содружества" (10.2007); Почетная награда "Лидер Отчизны" (10.2007); Диплом лауреата "Руководитель года" (12.2007); орден "Звезда Созидания" (02.2008); орден "Содружество" П степени (09.2008); Диплом "Патриот Украины" (12.2008).

ОАО "Мотор Сич", 9 февраля 2010 года