29.09.06 
Заявления Министра транспорта и связи Украины Николая Рудьковского, сделанные им в ходе посещения киевского завода "Авиант", свидетельствуют о том, что он является сторонником плановой экономики в авиационном секторе. Такое мнение корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ высказал независимый эксперт Александр Кава.

По его словам, в Украине, несмотря на значительный конструкторский и производственный потенциал авиационной отрасли, главной проблемой остается сбыт продукции - модели разрабатываются "под рассказы о потенциалах рынка, способного поглотить сотни самолетов разрабатываемого типа", но когда начинается производство, производитель сталкивается "с извечной проблемой - а кому же продать самолет, в разработку которого вложены сотни миллионов долларов". При этом авиакомпании, которые проявляли заинтересованность в проектах, отдают предпочтение аналогичным самолетам других производителей.


Комментируя мнение Н.Рудьковского о строительстве второго экземпляра наибольшего в мире самолета Ан-225 "Мрия", на достройку которого, "возможно, будет направлено более $100 млн. из государственного кармана", А.Кава отметил, что "после постройки первого Ан-225 "Мрия" в 1988 году, в конце 80-х годов ХХ века, на "Авианте" начали строить второй экземпляр, который так и не был достроен и был просто законсервирован. Степень готовности самолета составляет, по разным оценкам, порядка 65-70%. О достройке второй "Мрии" начали говорить еще в 2001 году, когда после 7-летнего простоя на аэродроме "Гостомель" первая "Мрия" была возрождена и сертифицирована в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации ICAO для коммерческой эксплуатации. Однако за прошедшие пять лет проект почти не сдвинулся с места. Хотя за это время удалось достроить и продать несколько недособранных Ан-124 "Руслан", которые так же, как вторая "Мрия", достались Украине в наследство от советского прошлого".


А.Кава считает, что перспективы достройки и эксплуатации в парке авиакомпании "Авиалинии Антонова" наряду с первой "Мрией" и продажи второй "Мрии" будут зависеть от спроса в мире на авиационные перевозки тяжелых негабаритных грузов, которые под силу совершить только "Мрии". Этот рынок довольно специфичен и зачастую сформирован разовыми перевозками различного оборудования. "Если по весу перевозимого груза у украинской "Мрии" и близко нет конкурентов - самолет способен перевозить до 250 тонн полезного груза, - то по объему, а это не менее важный показатель для такого рода перевозок, у "Мрии" есть серьезные конкуренты", - подчеркнул эксперт.


В частности, недавно компания "Boeing" была вынуждена переоборудовать с увеличением диаметра грузового отсека самолет Boeing-747 для перевозки фрагментов фюзеляжа и крыла самолетов Boeing-787 Dreamliner, поскольку такую транспортировку невозможно было бы сделать даже при помощи украинской "Мрии". В то же время европейский "Airbus" для транспортировки фрагментов своих лайнеров использует 5 уникальных самолетов "Белуга" (A300-600ST Super Transporter), которые удовлетворяют потребности концерна как по объему грузового отсека так и по грузоподъемности. И "Белуга", и 747-й значительно уступают "Мрии" в весе перевозимого груза, однако "Мрия" уступает им в объеме грузового отсека и, соответственно, в габаритах перевозимого груза.


Напомним, на днях Министр транспорта и связи Украины Н.Рудьковский посетил завод "Авиант", где высказал несколько мнений о перспективах развития авиаотрасли страны. В частности, Министр отметил, что украинский бюджет может получать сотни миллионов прибыли в случае серийного выпуска самолетов Ан-148. Кроме того, Н.Рудьковский пообещал, что второй экземпляр крупнейшего в мире грузового самолета Ан-225 "Мрия" будет достроен к 2008 году. "Я обещаю вам, что уже к 2008 году "Мрия" будет достроена", - подчеркнул он. В свою очередь, генеральный директор завода "Авиант" Олег Шевченко отметил, что для достройки самолета необходимо изыскать около $90 млн., а с учетом проведения необходимых испытаний - $120 млн.


Первый самолет Ан-225 "Мрия" был построен в 1988 году и использовался для советской космической программы, в частности, для транспортировки космического корабля многоразового использования "Буран". Является наибольшим самолетом в мире. Имеет большое количество мировых рекордов. Например, 22 марта 1989 года Ан-225 в одном полете с максимальным взлетным весом свыше 500 тыс. кг за 3,5 часа установил 106 мировых рекордов и рекордов для самолетов данного класса.


В 2001 году "Мрию" вернули к жизни - первый полет после 7-летнего перерыва она совершила 7 мая. Были проведены работы по восстановлению этого уникального самолета и его сертификации в соответствии с требованиями ICAO для коммерческой эксплуатации. После этого "Мрия" стала выполнять полеты в парке авиакомпании "Авиалинии Антонова" наряду с несколькими Ан-124 "Руслан".


ЛIГАБiзнесIнформ
украинская Сеть деловой информации