05.10.06 
ImageЗапуск украинско-российского самолета Ан-140 авиакомпанией "Якутавиа" на внутренние российские рейсы получил положительную оценку украинскими независимыми экспертами. Дело в том, что данный борт (регистрационный номер RA-41250) является первым Ан-140, построенным в Российской Федерации, а его достройка и ввод в эксплуатацию - важный прорыв для этого лайнера, который встречал очень много преград на пути выхода на российский рынок. В Украине первый серийный Ан-140 был построен в 1999 году, а в Иране первый борт иранской сборки ИрАн-140 - в 2001 году.

Как пояснил корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ независимый эксперт Александр Кава, ближнемагистральный турбовинтовой лайнер Ан-140, который предназначался для замены эксплуатируемых морально устарелых лайнеров Ан-24, оказался довольно проблемным самолетом для продвижения на рынок даже Украины и России. "И это при том что сейчас на территории бывшего СССР эксплуатируются сотни самолетов Ан-24, серийное производство которых на территории бывшего СССР было прекращено еще в 1978 году (с 1982 года этот тип лайнера начали выпускать в Китае под названием Y-7). То есть теоретически даже самому новому самолету Ан-24 уже 28 лет", - подчеркнул он.

По его словам, даже лидеры украинского рынка авиационных перевозок - "Международные авиалинии Украины" и "АероСвіт", на внутренних маршрутах которых работают преимущественно ближнемагистральные самолеты на 50-100 мест, не имеют в своих парках ни одного ближнемагистрального самолета, но предпочитают использовать принадлежащие небольшим украинским компаниям самолеты Ан-24, Як-42 и Ту-134 и не приобретать или брать в лизинг лайнеры Ан-140. Лишь незначительную часть рейсов по Украине упомянутые авиакомпании выполяют на своих Boeing-737.

А.Кава добавил, что проблемы Ан-140 связывают как с некоторой "технической сыростью" лайнера, так и с отсутствием должной сервисной базы. "Продвижение лайнера на украинский рынок проблемно даже при условии, что протекционистская политика государства фактически запрещает приобретать ближнемагистральные самолеты иностранного производства украинским компаниям", - подчеркнул эксперт, добавив, что сейчас самолеты Ан-140 на территории Украины имеются только в парках авиакомпаний "Ильич-Авиа" (2 лайнера), "Мотор Січ Авіа" (1), "Аэромост" (2) и "Одесские авиалинии" (2) при том, что парк Ан-24 исчисляется десятками бортов.

Ситуация на российском рынке несколько отличается от украинской, поскольку на внутренних линиях помимо ближнемагистральных используются и средне- и дальнемагистральные лайнеры. В последние годы в России рынок довольно динамично развивается и фиксируется ежегодный рост внутренних авиаперевозок на 20%. Однако в России пытаются начать работать конкуренты - "ATR" (Франция), "Bombardier" (Канада) и "Embraer" (Бразилия).

Первыми выиграть у Ан-140 удалось европейцам. Сибирская авиакомпания "UT Air" предпочла покупать самолеты "second-hand" ATR-42 (выпуска 1989 года) вместо новых Ан-140. "Сейчас по следам сибиряков собираются пойти "Уральские авиалинии. И это при том, что государство тоже пытается защищать российских производителей авиалайнеров, что пока имеет положительный результат только для среднемагистральных лайнеров семейства Ту-204", - отметил А.Кава.

Он добавил, что конкуренцию новым российским и украинским самолетам на рынке России, как и остальных стран бывшего СССР, составляют преимущественно "second-hand" самолеты иностранного производства. В тоже время эксперт добавил, что большинство эксплуатируемых самолетов в России были выпущены еще в советские годы и вскоре будут нуждаться в замене, а этот рынок может вместить в себя не один тип ближнемагистрального самолета.

"Место найдется в том числе и для 25 Ан-140, о поставке которых был недавно заключен договор. Однако, сейчас для Ан-140 было бы важно попасть не в парк малых и средних авиакомпаний, а в парк авиакомпаний-лидеров поскольку объемы закупок у таких компании большие и они не склонны к тому, чтобы покупать различные типы самолетов одного класса, поскольку это значительно повышает расходы на содержание парка. Более того, авиакомпании-лидеры как бы создают "моду" на модели авиалайнеров, на что потом обращают внимание более мелкие игроки при формировании своих парков", - подчеркнул эксперт.

Напомним, 30 сентября авиакомпания "Якутавиа" пустила новый самолет Ан-140 по маршруту Якутск-Хабаровск. Самолет рассчитан на перевозку 52 пассажиров, может взлетать и садиться на короткие взлетно-посадочные полосы, в том числе грунтовые и очень экономичен по расходу топлива. Дальность полета лайнера при максимальной загрузке - 2500 километров, скорость - 537 км в час. Ан-140 должен заменить на внутренних региональных линиях стареющие самолеты типа Ан-24 и другие машины аналогичного типа.


ЛIГАБiзнесIнформ
украинская Сеть деловой информации
www.liga.net