07.08.15 
Кто согласен открыть свое небо Украине и почему это важно, даже если сейчас никто к нам не летает. Колонка министра инфраструктуры Андрея Пивоварского

После запуска режима открытого неба во Львове и Одессе авиабума не произошло. Глобальные игроки авиационного рынка не спешат в страну с зашкаливающими политическими и экономическими рисками. В Министерстве инфраструктуры уверяют, что курс на полнуюлиберализацию авиапространства с мировыми странами продолжится. Сегодня очевидный эффект, может, и не виден. Но экономика рано или поздно восстановится, а открытое небо дает украинскому бизнесу дополнительные возможности развития, говорит министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. 

В середине июня министр подписал в США cоглашение об открытом небе с Америкой. Договор о либерализации воздушного сообщения с ЕС обещают подписать до конца 2015 года. Госавиаслужба ведет переговоры об открытии неба с Китаем и Канадой. 

Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский в колонке для ЛІГАБізнесІнформ объясняет, с какими странами Украина хочет либерализировать авиасообщение, для чего это делается и когда заработает.

Окно в Америку

Зачем нам соглашение об открытом небе с Америкой? Эту фразу я слышу в двух случаях. Или как вопрос - от людей, которые искренне интересуются, как подписанный документ будет способствовать либерализации украинского авиарынка, или как упрек от скептиков, которые не видят смысла в подписании, ведь в воздушном сообщении между Украиной и США и так не было проблем.

На мой взгляд, это примерно как сказать, что детям в школе нет смысла учить английский. Ну, в самом деле, до работы, где он может понадобиться на ежедневной основе, еще далеко. А сейчас знания ничего не дадут - ни трудоустройства в международной компании, ни лучшей должности, ни большей зарплаты. Поэтому не стоит и беспокоиться.

Смешно? Смешно. Жизнь состоит не только из сегодня, но и из завтра и послезавтра. Многие вещи мы делаем на перспективу, потому что когда момент придет, начинать будет уже поздно. Надо быть готовым.

Почему же в авиации должно быть иначе? Подписывая соглашение, которое откроет небо между Украиной и США, мы не ждали и не обещали, что сразу появятся новые компании, которые начнут летать. Этого не произойдет. Даже на зимний сезон мы не ожидаем изменений. Однако за ним в 2016 году будет летний - традиционно высокий - сезон, и уже на него могут податься новые авиакомпании. Наша задача - создать для этого условия.

Сегодня спрос на трансатлантические перелеты небольшой и полностью удовлетворялся предыдущим двусторонним соглашением. Но состояние украинской экономики со временем улучшится. Отношения между Украиной и США тоже только расширяются, более того, мы активно приглашаем инвесторов и видим интерес с их стороны. С ростом деловой активности возрастет и спрос на авиасообщение. Понимая это, мы настаивали на подписании нового соглашения уже сейчас. Кстати, мало кто знает, что сначала США были готовы подписать его только после того, как Украина подпишет Соглашение об общем авиационном пространстве (САП) с Евросоюзом. То есть гибралтарский спор Великобритании и Испании блокировал не только открытое небо с Европой, но и с Америкой. Мы приложили немало усилий, чтобы убедить наших американских партнеров отказаться от этого требования.

Новое соглашение станет сигналом для авиакомпаний обеих стран о снятии любых ограничений, в том числе первым сигналом для американских перевозчиков. А в том, чтобы раздался второй звоночек, нам поможет Министерство транспорта США. Мы встречались во время моей поездки в Вашингтон. Моя просьба была - поговорить с американскими перевозчиками от нашего имени. Мы хотим, чтобы они знали, что мы заинтересованы в регулярных рейсах между Украиной и Америкой. Если не ежедневных, то хотя бы раз или несколько раз в неделю. Мы приглашаем их летать не только в Киев, но и во Львов, Одессу и по другим направлениям. Теперь необходимо, чтобы они рассмотрели такую ​​возможность и сказали, что для этого нужно, на каких условиях. Например, это может быть код-шеринг с украинскими перевозчиками. Сейчас необходимо, чтобы они определились и уже сегодня начали планировать расписание, самолеты и т.д. на будущее. Минтранс США пообещал всячески этому способствовать.

Главное, что условия для выхода на рынок новых (или возвращения старых) игроков уже созданы. Нашим странам осталось ратифицировать соглашение. Чем больше компаний летают, тем лучше для пассажиров, так как и сервис, и цены становятся более приятными. И я убежден, что сначала надо либерализировать небо, а рынок сам организуется и найдет, как этим воспользоваться. А не ждать, когда перевозчики упрутся в действующие ограничения, чтобы потом экстренно решать ситуацию. Либерализация сегодня означает развитие завтра. Не наоборот.

А что с Европой?

Большой задачей на этот год все еще остается подписание Соглашения о САП с ЕС. Исторически подписание этого соглашения было инициативой Европы. И то, что оно остается заблокированным из-за внутренних проблем двух стран Еврозоны, - не очень приятный факт для европейских чиновников.

Что я вижу? Что чем больше мы об этом говорим на всех уровнях, чем большее давление создаем, тем больше вероятность успеха в этом году. Поэтому я планирую поездку в Брюссель на август или сентябрь. Будем снова доносить свою позицию о необходимости скорейшего подписания соглашения, тем более что Украина готова сделать это в любой момент.

Этот вопрос должен постоянно быть на слуху у европейцев. Он звучит почти на каждой международной встрече министерства, и благодаря нашим коллегам из Администрации президента, Кабмина, МИД на других уровнях тоже.

Но просто сидеть и ждать, пока Великобритания с Испанией договорятся, - это не наш подход. Поэтому на прошлой неделе я поставил задачу Госавиаслужбе обратиться к другим странам, чтобы открыть небо на уровне двусторонних соглашений. Письма отправлены. Сербия поддержала наши предложения и информировала об этом своего перевозчика Air Serbia. Работаем над заключением нового соглашения со Швейцарией. Это длительный процесс, но он запущен.

Восток дело тонкое

Открывать небо между Украиной и восточными странами - задача посложнее. Хотя для жителей стран Центральной Азии Украина была и остается привлекательной в туристическом плане (многие летают к нам "попить водичку" в Моршине и Трускавце). Деловых отношений у нас тоже достаточно, чтобы обеспечить заполняемость рейсов.

Но авиавласти и авиакомпании этих стран не приветствуют конкуренцию. Чаще всего они ограничивают количество перевозчиков - по одному с каждой стороны. И даже им стараются ограничить количество рейсов. Задача в том, чтобы создать искусственный дефицит, который позволяет местной компании продавать билеты по более высокой цене. Договариваться очень сложно. На Востоке интересы национальных перевозчиков защищают очень жестко.

Тем не менее идут переговоры с Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном. Работаем над внесением изменений в договоры с Ираном, Таиландом.

Мы хотим, чтобы весь мир понимал, что Украина готова к либерализации. Нет никаких предрассудков или препятствий.

Уже открыли небо надо Львовом и Одессой в одностороннем порядке. Приглашаем иностранные компании летать в эти и другие города страны. Разблокировали процедуру назначения авиакомпаний на маршруты, которая не работала больше года. Фактически создали почву, на которой появился новый украинский перевозчик - компания Атласджет Украина, которая скоро начнет летать по части направлений. Логичный следующий шаг - полная либерализация авиапространства между Украиной и Европой. Пусть зарубежные компании развиваются у нас, а украинские реализуют свои зарубежные возможности. Есть рынок, и он сам все отрегулирует.

Однако не надо ждать, что все произойдет завтра. Спросите владельцев компаний, в которых вы работаете: была их бизнес-модель сразу прибыльной или понадобилось определенное время на "раскрутку" проекта? Сколько труда понадобилось, чтобы стать качественной командой? То же самое и с небом: снимаешь ограничения, занимаешься маркетингом, работаешь с перевозчиками - и через определенное время будет результат. Чтобы родился ребенок, нужно забеременеть. По-другому не бывает. 

Источник liga.net