10.08.15 
Недавно тема дешевых полетов стала одной из топовых в украинском медиапространстве.

Сначала заявления председателя Одесской ОГА Михаила Саакашвили о борьбе с монополией Игоря Коломойского на авиарынке и его ссоры с руководством Госавиаслужбы вызвали определенное непонимание.

Никто не мог понять, при чем здесь Саакашвили.

Когда же тезисы главы Одесской на заседании СНБО повторил президент Петр Порошенко, то стало понятно, что авиарынок может стать очередным полем боя в так называемой войне с олигархом.

Первыми жертвами стали руководитель Госавиаслужбы Денис Антонюк, которого сразу после скандала с Саакашвили отстранили от должности и, как ни странно, сами авиакомпании, у которых "принципиальная" комиссия начала забирать разрешения на полеты.

Экономическая Правда  решила исследовать ситуацию на рынке внутренних авиаперевозок и дать несколько советов, как хотя бы немного сэкономить на полетах в пределах Украины.

Рынок, которого нет

Неожиданный  интерес первых людей страны к вопросу перелетов в Украине казался странным по нескольким причинам.

Во-первых, авиационный транспорт никогда не рассматривался украинцами как основной, особенно для путешествий внутри страны.

Как объясняет глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский, на внутреннем рынке авиаперевозки вряд ли могут конкурировать с автобусами или железной дорогой, особенно после появления поездов "Интерсити". Оператор скоростных поездов отчитывается о почти полной их загруженности, а на некоторых рейсах необходимо  добавлять мощности.

В то же время данные Госавиаслужбы свидетельствуют, что ситуация на внутреннем авиарынке движется в противоположную сторону. За первое полугодие 2015 внутренние рейсы упали на 25% по сравнению с 2014 годом, хотя и 2014 год ознаменовался резким падением.

Главной причиной, кроме войны, в министерстве называют резкое снижение платежеспособности украинцев. Гривна за последние полтора года обесценилась в три раза, поэтому только из-за  этого фактора перелеты подорожали в разы. Поэтому надеяться, что украинцы пересядут с достаточно экономичных и быстрых поездов на самолеты, не стоит.

Во-вторых, монополия компаний Коломойского, которая так раздражает Саакашвили и Порошенко, на внутреннем рынке выглядит несколько иначе.

 

Действительно, за последнее полугодие МАУ и "Днеправиа", которые контролирует днепропетровский олигарх, выполнили на внутреннем рынке почти 75% всех регулярных рейсов. Однако ситуация не так проста, как может показаться сначала.

Чиновники и эксперты авиационной сферы сходятся на том, что внутренние рейсы для перевозчиков в нынешних условиях убыточны, и компаниям приходится перекрывать эти убытки за счет прибыльных международных перевозок.

Яркой иллюстрацией такого положения была деятельность компании "Визз Эйр Украина". Она имела разрешения на внутренние перевозки, но, запустив дешевые перелеты на нескольких внутренних маршрутах, сначала довела их стоимость к ценам конкурентов, а потом их просто закрыла. Причина банальна: отсутствие прибыли.

Внутренний рынок оказался в замкнутом круге. Почти все рейсы выполняют две компании Коломойского, которые даже не пытаются конкурировать между собой, а новые компании туда заходить не хотят, потому экономической пользы от таких перевозок без мощных международных назначений получить невозможно.

В-третьих, пристальный взгляд политического руководства к ситуации в авиаперевозках имел и неожиданный поворот для самих перевозчиков.

После отстранения Антонюка комиссия, которая выдает и аннулирует разрешения на использование воздушных линий, заняла позицию статиста и забрала у компаний все разрешения на маршруты, на которых не осуществлялись полеты за последний год.

Не помогли и заверения перевозчиков, они запланировали полеты. Так, у новичка украинского авиарынка AtlasJet комиссия рекомендовала забрали разрешение на полеты из Киева в Одессу, хотя компания успела проанонсировать запуск такого маршрута с 1 октября. Правда, потом в Державиа дослугались к компании, и разрешение ей оставили.

Еще труднее ситуация оказалась в МАУ, у которой забрали почти сотню разрешений.

Комиссия прозрачно намекнула: хотите, чтобы мы работали по закону, мы будем работать, но пеняйте сами на себя.

Кто и куда летает в Украине

Несмотря на падение рынка самолеты между украинскими аэропортами все же летают. По данным Госавиаслужбы, в первом полугодии 2015 регулярные внутренние рейсы выполняли пять компаний. Более половины рейсов, почти 54% - доля МАУ. Самолеты авиакомпании выполняют прямые рейсы между такими городами.

Киев-Одесса - ежедневно по три рейса.

Киев-Харьков - ежедневно из Киева по два рейса, в субботу - один. Из Харькова ежедневно два рейса, в воскресенье - один.

Киев-Львов - из Киева в понедельник, вторник, среду и воскресенье - два рейса, в четверг и субботу - один. Из Львова - ежедневно от одного до трех рейсов в день.

Киев-Запорожье - из Киева во вторник, среду, четверг и субботу - один рейс. Из Запорожья в те дни - по одному рейсу.

Киев-Днепропетровск - из Киева с понедельника по пятницу по три рейса, в субботу и воскресенье - по два. Из Днепропетровска - тоже.

Харьков-Одесса - из Харькова в понедельник и четверг один рейс, из Одессы - так само.Киив-Ивано-Франковск - из Киева в пятницу и воскресенье один рейс. Из Ивано-Франковска - один рейс в понедельник и субботу.

Львов-Одесса - из Львова в понедельник и пятницу один рейс, из Одессы - во вторник и субботу.

Трансфер возможен между всеми этими городами, но транзитом через Киев. МАУ летает почти исключительно на американских Boeing-737 различных модификаций, хотя имеет и бразильский средне-магистральный Embraer-190.

Летает по Украине и другая компания Коломойского - "Днеправиа". Она имеет сложную систему организации маршрутов, добавляя рейсы или изменяя их время в зависимости от сезона. Сейчас самолеты "Днеправиа" курсируют по следующим маршрутам.

Днепропетровск-Киев (Жуляны) и наоборот - с понедельника по пятницу.

Днепропетровск-Киев (Борисполь) - ежедневно по одному рейсу.

Днепропетровск-Львов - по одному рейсу в понедельник и пятницу.

Днепропетровск-Одесса - по одному рейсу в понедельник и пятницу.

Ивано-Франковск-Киев (Борисполь) - в понедельник и субботу, с Борисполя - в пятницу и воскресенье.

Летает "Днеправиа" по Украине, в основном, на компактных Embraer ERJ 145 на 48-49 мест. По этим самолетам на сайте компании даже проводят 3D-экскурсии.

На лето на внутренний рынок вернулась компания YanAir. Ее Saab340 на 33 места курсирует между Одессой и Киевом, выполняя пять рейсов в неделю - с понедельника по пятницу. Неплохую рекламу YanAir, которая из Украины летает в основном в Грузию, сделал Саакашвили, противопоставив ее "дорогим и неудобным" перелетам МАУ.

Компания "Мотор Сич" одноименного завода имеет в Украине три направления.

Киев-Ужгород - из Киева с понедельника по субботу, с Ужгорода - с понедельника по пятницу и в воскресенье.

Киев-Запорожье - из Киева с понедельника по пятницу и в воскресенье, из Запорожья - с понедельника по пятницу и в субботу.

Киев-Херсон - из Киева в понедельник, среду и пятницу, из Херсона - тоже.

При этом возможны перелеты между Ужгородом, Херсоном и Запорожьем с пересадкой в ​​"Жулянах".

Компания имеет сложную систему стыковки рейсов, поэтому пересадка в Киеве в разные дни недели занимает различные промежутки времени. Если организовать перелет из Ужгорода в Херсон, и пересадка в Киеве займет 1-1,5 часа, то весь полет продлится 6:00, что выглядит достаточно конкурентно по сравнению с другими видами транспорта.

Однако пересадка может занять и два, и пять, и даже 10:00.

"Мотор Сич" владеет одним  Як-40 на 24 места и несколькими украинскими  самолетами "Антонов". Однако преимущественно рейсы осуществляются на Ан-24 на 48 мест.

Новый игрок на украинском рынке AtlasJet пообещал запустить  внутренние регулярные рейсы до конца 2015 года. Впрочем, его появление вряд ли повлияет на общую картину, ведь внутри страны эта компания планирует делать только два рейса.

В этом году "Атлас" начнет полеты между Львовом и Киевом - в понедельник, среду и пятницу, Киевом и Одессой - семь раз в неделю.

Летать AtlasJet будет на Airbus-320, которые вмещают 140-180 пассажиров. Компания обещала показать цены на эти рейсы еще 21 июля, но до сих пор этого не сделала.

(Не) умеренные цены

Однажды председатель наблюдательного совета МАУ Арон Майберг пожаловался, что не любит лоукостов, потому что они превратили полеты самолетами на проезд электричкой.

Цены на внутренние авиаперевозки должны удовлетворить руководителя крупнейшей авиакомпании страны: здесь стоимость полетов даже близко не напоминает не только электрички, а также более дорогие предложения на "Интерсити".

Как известно, стоимость путешествия зависит от нескольких факторов.

АМКУ свое время объяснил, что себестоимость полета, которая и определяет стоимость билета зависит от стоимости топлива - до 30%, сборов аэропорта, платы за аэронавигационное обслуживание - до 25%, стоимости самолета, его обслуживание и обслуживание пассажиров - до 15%, платы системам бронирования - до 20%.

 

Почти по всем этим пунктам в Украине действуют если не монополии, то по крайней мере очень неконкурентные условия. Однако это материал для отдельного расследования.

Компании предлагают три ценовые категории билетов: "эконом" - самые дешевые, призванные обеспечить наполненность части самолета, "стандарт" - базовая цена, которая обеспечивает рентабельность полета ", и" бизнес "- самые дорогие, но и самые комфортные перелеты, которые дают" классическим "авиакомпаниям основной доход.

Часто авиакомпании усложняют эту градацию. Так, МАУ делит "эконом" и "стандарт" еще на две категории, чтобы дать более широкую гамму цен. Некоторые, например, "Мотор Сич", наоборот, упрощает градацию - у нее отсутствует "бизнес" из-за особенностей самолета. Однако общая логика ценообразования сохраняется всегда.

Логично, что за первое полугодие 2015 году на внутренних рейсах все авиакомпании перевезли едва 560 тыс пассажиров - не более 1% населения. Летать по Украине хоть и удобно, однако для обычных людей очень дорого.

Как  не разориться

Если нужно покупать билет "сегодня на завтра", то путешествие в пределах Украины гарантированно будет стоить 2-4 тыс грн. Так происходит потому, что билеты "эконом", а часто и "стандарт" расходятся задолго до дня вылета. Если есть желание сэкономить, то перелет может стоить меньше. Вот несколько советов.

1. Планируйте полет заранее

Если запланировать путешествие хотя бы за два-три месяца, то почти гарантированно можно купить один из "экономных" билетов.

2. Сравнивайте цены

Чтобы выбрать оптимальную цену, следует проверить ее на нескольких ресурсах: сайте перевозчика и на сайтах, которые продают билеты. Перед этим нужно настроить свой браузер в режим "инкогнито", ведь системы по продажам могут запомнить ИР и "добросить" определенную сумму к цене перелета, понимая, что до рейса есть интерес.

3. Летайте в "дешевые" дни

Цена перелета отличается в зависимости от дня недели. "Золотыми" днями считаются вторник, среду и четверг, когда спрос на полеты меньше, и авиакомпании предлагают более низкие цены, чтобы заполнить самолеты.

4. Не летите в сезон

Сезон тоже сказывается на стоимости билета. Поскольку спрос резко возрастает во время летних и зимних отпусков, в новогодние и праздники, для удешевления поездки лучше выбрать период межсезонья. Это может существенно удешевить перелет.

5. Покупайте билеты "туда и обратно"

Если известны даты вылета и прилета, то лучше покупать билеты сразу "туда и обратно". Авиакомпании заинтересованы в том, чтобы пассажир воспользовался их услугами в обоих направлениях, поэтому в сумме перелет "туда и обратно" всегда дешевле. Дополнительно можно сэкономить, если планировать полет на "дешевые" дни.

6. Индивидуальные праздники

Часто авиакомпании для привлечения клиентов предлагают индивидуальные скидки ко дню рождения или годовщины. Перед полетом необходимо пересмотреть сайт перевозчика. Возможно, удастся удешевить перелет и таким образом.

7. Подпишитесь на рассылки

Перевозчики постоянно анализируют заполнения самолетов и планируют прибыли на каждую линию. Порой они могут добавить промо билеты на рейсы, не заполняются, или новые маршруты, которые они открывают. Чтобы не пропустить таких возможностей, стоит подписаться на рассылки от компаний.

Эти правила действуют на внутренних и международных рейсах. Умея экономить и зная об акциях, можно организовать отпуск за умеренную сумму.

Джерело epravda.com.ua