17.03.17 
»стори€ Ђоптимизацииї военной авиации¬ 1992 году по количественным показател€м военна€ авиаци€ ”краины уступала только авиации —Ўј, –оссии и  ита€, а по качественным - только —Ўј. 

¬ €нваре-феврале 1992 года личный состав авиационных частей, которые находились на территории ”краины, был приведен к прис€ге на верность народу ”краины. 25 лет назад, 17 марта 1992 года, было начато создание ¬оенно-воздушных —ил ”краины.

 

ќтдельным приказом ћинистра обороны ”краины є 28 от 5 марта 1992 года все части, соединени€ и объединени€ ¬¬— ———–, которые дислоцировались в ”краине, было введено в состав ¬ооруженных —ил ”краины. Ќа их основе были сформированы ¬¬— ”краина.

 

ƒатой создани€ ¬оенно-¬оздушных —ил ”краины считают 17 марта 1992. ¬ этот день, согласно директиве начальника √лавного штаба ¬ооруженных —ил ”краины, на базе штаба 24-й ¬оздушной армии в г. ¬инница было начато формирование  омандовани€ ¬¬—. ѕервым командующим ¬¬— ”краины был назначен генерал-лейтенант ¬алерий ¬асильев (23.04.1992-18.02.1994), который 5 ма€ 1992 доложил ћинистру обороны ”краины  онстантину ћорозову о выполнении задачи по формированию  омандовани€ ¬¬—.

 

¬ дальнейшем ¬¬— ”краины возглавл€ли генерал-полковник ¬ладимир јнтонец (18.02.1994- 19.05.1999), генерал-полковник ¬иктор —трельников (19.05.1999-29.07.2002), генерал-лейтенант ярослав —калько (29.07.2002-13.12.2004).

 

»стори€ Ђоптимизацииї военной авиации»менно этим генералам-летчикам вместе с коллективом  омандовани€ и штаба ¬¬— ”краины принадлежало привести авиационные группировки, доставшеес€ ”краине от ———–, к состо€нию, которое бы обеспечивало надежную защиту воздушных рубежей и отвечало финансовым возможност€м молодого независимого государства.

 

Ќа начало 1992 ¬¬— ”краины получили 10 авиационных дивизий, 22 отдельных авиаполка, 9 отдельных эскадрилий. ¬сего - около 700 военных частей, 2800 летательных аппаратов (среди них почти 1700 боевых, с 42 новыми стратегическими бомбардировщиками включительно) и около 150 тыс. человек личного состава. ≈ще одна дивизи€ ракетоносцев (“у-22ћ3 и “у-16 ), п€ть отдельных полков и п€ть эскадрилий были в морской авиации. ѕо количественному показателю военна€ авиаци€ ”краины в 1992 году уступала только авиации —Ўј, –оссии и  ита€, а по качественным (учитыва€ наличие 19 “у-160, 23 “у-95ћ—, 43 “у-22ћ3, 22 “у-22ћ2 и 33 “у-22 ƒ с €дерными крылатыми ракетами ’-55 и ’-22) - только —Ўј. ƒл€ страны с 52-миллионным населением и территорией 603,6 тыс. кв. км, провозгласившей безъ€дерный статус и не имеющей глобальных амбиций, така€ воздушна€ мощь была €вно чрезмерной.

 

Ќачалс€ процесс реорганизации и сокращени€ военной авиации в пределы оборонной достаточности.   концу 1993 года авиаци€ уменьшилась на сотню военных частей и 50 тыс. человек личного состава. ¬оздушных армий было оставлено только две (5-е и 14-е), переформирован р€д объединений и соединений, созданы авиационные группы дальней (ј√р.ƒј) и военно-транспортной авиации (ј√р.¬“ј). ¬  рыму создан √осударственный авиационный научно-испытательный центр - √јЌ»÷, включавший в себ€ знаменитый комплекс «Ќ»“ ј». ¬ состав ¬¬— передали также армейскую авиацию —ухопутных войск.

 

¬ мае-сент€бре 1992 года, по приглашению украинской диаспоры, в турне по  анаде и —Ўј отправилась группа летчиков на истребител€х ћи√-29. »х показательный пилотаж на авиашоу в 30 различных городах стал дл€ граждан —Ўј и  анады своеобразным открытием молодого ”краинского государства.

 

ѕервый опыт организации и осуществлени€ миротворческих операций ¬¬— ”краины (кроме вертолетов ¬¬—, в миссии принимали участие вертолетчики ¬ћ— ”краины) получили в окт€бре 1993 года, оказыва€ помощь народу √рузии в эвакуации и спасении мирного населени€ во врем€ первого грузино-абхазского конфликта.

 

¬ 1993-1996 годах были сн€ты с вооружени€ все устаревшие типы самолетов. ѕарк фронтовой авиации составл€ли бомбардировщики —у-24ћ, истребители —у-27 и ћи√-29, штурмовики —у-25, разведчики —у-24ћ–. ¬ дальней авиации сохранили только ракетоносцы “у-22ћ3.

 

¬ оборонительную доктрину государства "не вписались» стратегические бомбардировщики “у-160 и “у-95ћ—. Ѕез €дерных боеголовок дл€ крылатых ракет ’-55—ћ, которые в 1992-1995 годах были переданы –оссии, они стали просто очень дорогими «военными игрушками». ѕоэтому управление ј√р.ƒј было ликвидировано, подразделени€ переданы в состав 13-й т€желой бомбардировочной авиационной дивизии (вбад), а самолеты поставлены на консервацию.

 

ј√р.¬“ј переформировали в 7-ю военно-транспортную авиадивизию (втад). »з состава войск ѕ¬ќ и ¬ћ— ¬оенно-¬оздушные —илы вз€ли части истребительной (ћи√-29, —у-27) и штурмовой (—у-25) авиации. ќдновременно подразделени€ армейской авиации были переданы обратно в состав —ухопутных войск.

 

  середине 1990-х было завершено формирование ¬¬— и начат процесс их реорганизации: воздушные армии были переформированы в авиационные корпуса. »м, как и раньше, подчин€лись авиационные дивизии, в состав которых уходили авиаполка, базы и подразделени€ св€зи и обеспечени€.

 

Ћетный состав дл€ ¬¬— стали готовить в ’арьковском институте летчиков, созданном на базе трех авиационных училищ, а инженерно-технический - в  иевском институте ¬¬—.  ¬ 1994 ÷ентр боевой подготовки морской авиации в Ќиколаеве было передано ¬¬— и преобразовано в 33-й ÷ентр боевой подготовки ¬¬— ”краины. ќбщее количество ¬¬— за п€ть лет сократилась до 60 тыс. чел.

»стори€ Ђоптимизацииї военной авиацииЌа начало августа 1996 года на авиационном полигоне « иево -јлександровка» были проведены первые в истории ¬¬— ”краины большие летно-тактические учени€ с участием всех родов авиации (96 боевых самолетов). Ќа них отрабатывали удары обычным и высокоточным оружием, воздушные бои и поисково-спасательные операции.

”краинские пилоты уже регул€рно участвовали в крупных авиационных праздниках в ≈вропе. ѕолковник Ќиколай  оваль получил переходный титул «—уперкинг воздуха» по пилотаж на истребителе —у-27 на  оролевском международном авиашоу Air Tattoo'96 в ¬еликобритании. Ќа Air Tattoo'98 награду за пилотаж получил экипаж военно-транспортного јн-72 летчика-испытател€ полковника јлексе€ ¬анеева. Ќеоднократными призерами различных шоу были также пилоты —у-27 »ван „ерненко и ‘едор “ищук.

24 августа 1997 над аэродромом киевского аэроклуба «„айка» состо€лс€ первый воздушный парад, посв€щенный ƒню независимости. ¬первые перед зрител€ми выступила пилотажна€ группа ¬¬— «”краинские соколы» в составе шести истребителей ћи√-29, которые пилотировали летчики-испытатели. √руппа покорила сердца миллионов зрителей во врем€ выступлений в ¬еликобритании, „ехии, —ловакии, –умынии, “урции, и она была удостоена многих наград.

¬ июне 1998 года в рамках программы «јвиабазы-побратимы» украинский военный летчик подполковник »ван „ерненко на истребителе —у-27 совершил трансатлантический перелет в —Ўј - из ћиргорода на базу —еймур-ƒжонсон 4-го истребительного авиакрыла ¬¬— —Ўј.

Ћетом 1999 п€терка ћи√-29 85-го ¬јѕ во главе с генералом ¬иктором —трельниковым осуществила посадку на участок автострады.

 ¬ 2000 два экипажа 831-го ¬јѕ из ћиргорода на самолетах —у-27 выполнили боевые пуски ракет класса «воздух - воздух» по воздушным мишен€м на полигоне јшулук в јстраханской области.

ј »л-76 25-го  ¬“јѕ десантировал украинских спортсменов на —еверный полюс во врем€ первой национальной экспедиции «”краина - —еверный полюс-2000».

 ”краинский «Ѕэкфайр» “у-22ћ3 2000 выполнили боевые пуски крылатых ракет ’-22: два экипажа 185-го вбап из ѕолтавы преодолели более 4000 км и поразили учебные цели в Ѕаренцевом море.

24 августа 2001 над  иевом в парадном строю ¬¬— ”краины в честь дес€тилети€ независимости ”краинского государства прошли все типы боевых самолетов и вертолетов, авиаци€ ¬ћ— и самолеты ќ Ѕ им. ј. јнтонова.

»стори€ Ђоптимизацииї военной авиации— 1993 года продолжались переговоры о передаче –оссии стратегических ракетоносцев. Ќесмотр€ на отсутствие результата, правительство ”краины в 1997 обратилось к —Ўј с просьбой финансировать ликвидацию самолетов в рамках «ѕрограммы совместного уменьшени€ угрозы». ”тилизаци€ требовала огромных денег: на каждый “у-160 - около 200 тыс. долл., на “у-95ћ— - 167 тыс. долл. Ћишь после того, как первые восемь самолетов пустили под нож, 8 окт€бр€ 1999 года в ялте было подписано межгосударственное соглашение с –‘ о передаче ракетоносцев в счет погашени€ газовых долгов ”краины. ¬осемь “у-160, три “у-95ћ— и 575 крылатых ракет ’-55—ћ было за 285 млн долл. передано –осии.

  сожалению, большую часть мощных «стратегов» (11 “у-160 и 23 “у-95ћ—, а также 483 крылатые ракеты ’-55 к ним) пришлось утилизировать из-за нехватки средств на их содержание.

ѕроцесс был завершен в мае 2001 года. ќдин “у-160 и один “у-95ћ— было передано в музей ƒальней авиации в ѕолтаве.

Ќедостаточное финансировани€ ¬ооруженных —ил заставило в 1999-2003 годах осуществить очередное их сокращение. ƒивизионные звень€ ликвидировали, и с 2001 года система управлени€ ¬оенно-¬оздушными —илами имела только три уровн€:  омандование ¬¬— - авиационный корпус - авиационные базы (авиационные полки). Ѕыло сформировано 35-е ј√ (ќЌ) - авиагруппу (оперативного назначени€), со штабом в ѕолтаве и ”чебное авиационное командование (”ј ), со штабом в ’арькове. —оздали единственное военное учебное заведение - ’арьковский институт ¬¬—. ј  иевский институт ¬¬— ликвидировали, и на его базе создали авиационный факультет Ќациональной академии оборони.

¬ течение 2002 года из боевого состава вывели 170 самолетов, а в 2003-м на базы хранени€ отправили еще 120 , было расформировано немало авиаполков и отдельных эскадрилий.

ќднако очередное сокращение не привело к улучшению финансировани€ боевой подготовки войск, и военное руководство страны попыталось найти выход в создании ќбъединенных сил быстрого реагировани€ (ќ—Ѕ–). ¬ их состав вошли наиболее боеспособные части, которые должны были обеспечивать боевую подготовку на уровне, близком к стандартам Ќј“ќ. ќстальные подразделени€ обеспечивали горючим и запасными част€ми по остаточному принципу.

¬ 2003 году в состав ¬¬— ”краины входило 10 авиаполков: четыре истребительные (на —у-27 и на ћи√-29), два бомбардировочных (на —у-24ћ), два штурмовых (—у-25 ), транспортный (»л -76ћƒ) и разведывательный (—у-24ћ–), всего 392 боевых самолета, а также отдельный полк ƒѕЋј, оснащенный беспилотными разведчиками ¬–-2 «—триж» .

–ешение о постепенном выводе из боевого состава “у-22ћ3 было прин€то в окт€бре 2000 года.

  апрелю 2006 года были ликвидированы все 60 «Ѕекфайров» и утилизировано 423 ракеты ’-22 к ним. –аботы проходили в рамках «ѕрограммы совместного сокращени€ угрозы» при помощи американской фирмы «–ейтеон» и за счет финансировани€ —Ўј.

¬ декабре 2004 года ¬ооруженные —илы ”краины перешли на трехвидовую структуру, включающую в себ€ —ухопутные войска, ¬ћ— и ¬оздушные —илы. ѕоэтому дальнейша€ истори€ военной авиации ”краины продолжаетс€ в составе новосозданного вида. Ќо это уже совсем друга€ истори€ ...