24.09.08 
Падение Боинга-737-500 под Пермью заставило задуматься о безопасности наших авиаперелетов. Можно ли доверять жизнь крылатым птицам, эксплуатируемым в Харьковском аэропорту, пытался разобраться наш корреспондент.

Пока нет официальных выводов комиссии, изучающей причины авиакатастрофы под Пермью. Специалисты, побывавшие на месте аварии, утверждают, что основная версия — техническая неисправность самолета. Из-за потери управляемости Боинг завалился в так называемую глубокую спираль — когда создается большой крен, и судно стремительно теряет высоту. Согласно гипотезе, у авиалайнера загорелся один из двигателей, после чего огонь перекинулся на конструкции самолета. Как правило, в такой ситуации лайнер обречен.

Более того, комиссия, расследовавшая причины катастрофы в Перми, установила, что Боинг-737-500 вылетел из Москвы с так называемой «отложенной неисправностью»: у самолета был отключен автомат тяги и не работала система TCAS. Неполадки планировали устранить в Перми. Могло ли это привести к трагедии, станет известно в октябре, после расшифровки черных ящиков. Теперь эксплуатация самолетов с неработающим
автоматом тяги запрещена.

В свою очередь владельцы самолета — компания «Аэрофлот-Норд» — утверждают, что самолет в мае прошел серьезную техническую проверку, поэтому сомневаются в технической причине трагедии.

Специалисты говорят, что к авиакатастрофе приводят, как правило, три фактора: метеоусловия, техническая неисправность самолета и человеческий фактор. На последний списывают от 75 до 80% всех случаев, на техническую неисправность — 15%. Дело в том, что самолеты так устроены, что различные системы и механизмы в них дублируют друг друга. Поэтому, если отказывает одна система, на помощь приходит другая. Например, двигатели, которых в любой крылатой машине (говорим о пассажирских лайнерах) как минимум два. Кроме того, чем больше летает самолетов, тем больше аварий, утверждают эксперты.

В этом смысле Харьковский аэропорт — далеко не самые опасные воздушные ворота города. Ведь по объему перевозок он занимает далеко не лидирующие позиции в Украине — не более полутора десятков самолетов в день.

Кстати, совершает рейсы в Харьков и из Харькова печально известный Боинг.

— У нас летает всего один Боинг-737-400, — рассказал заместитель начальника аэропорта Михаил Мильченко, — но сомневаться в его надежности оснований нет. Боинги — одна из самых надежных машин в мире. А частые аварии этих самолетов объясняются тем, что по статистике их летает больше всего в мире.

— Сомневаться в качестве американских машин не приходится, — рассказал корреспонденту «ВХ» Сергей Гайденко, начальник управления сертифицирования Госавиа-
службы Украины. — В отличие от остальных, мы ни разу не предъявляли претензий к данному типу машин. А вот к другим самолетам, проходящим сертификацию, вопросы возникали. Так, были проблемы у украинского Ан-140 — у него отказывали двигатели.

Кроме того, из Харьковского аэропорта совершают рейсы еще шесть типов самолетов: Як-42 советского производства, американских МD-82 и DC-9, бразильский Е-145 «Эмбраер», итало-французский АТР-42. Разработаны они в конце семидесятых- начале восьмидесятых годов за исключением американского DC-9, который был спроектирован еще в конце 60-х.
По словам Михаила Мильченко, техническим обслуживанием самолетов сотрудники аэропорта, как правило, не занимается. Большинство самолетов находится в частных компаниях, которые и отвечают за технический осмотр и обслуживание своих машин.

Но все эти компании проходят строгий контроль Авиагосадминистрацией Украины, которая может в любой момент отобрать лицензию на эксплуатацию, поэтому шутить никто не хочет.

За последние сорок лет в мире разбились 140 самолетов Боинг. В России это был первый случай. До сих пор падали в основном Ту и иностранный «Эйрбас». В Украине все 34 Боинга тоже летают без эксцессов.


Статистика происшествий в Харьковском аэропорту за 2008 год

23 августа самолет с пассажирами во время посадки вынесло со взлетно-посадочной полосы. На борту находились 29 человек, в том числе два пилота. Людей срочно пришлось эвакуировать, к счастью, никто из них не пострадал. ЧП произошло в 12.07. Самолет Е-145 «Эмбраер» совершал рейс из Борисполя в Харьков. Во время посадки, уже на взлетно-посадочной полосе, у него лопнуло правое колесо шасси. Пилоты не справились с управлением, и самолет выкатился за пределы полосы на 70 метров. Обошлось без разрушений.

В начале 2008 года самолет «Хокер-25Б», прибывший чартерным рейсом из Борисполя, после посадки также сошел со взлетно-посадочной полосы. Проехав за ее пределами несколько сотен метров, воздушное судно самостоятельно вернулось на полосу и успешно вырулило на место стоянки. Тогда на борту самолета находились трое членов экипажа и один пассажир. Никто не пострадал. В тот день шел сильный снег.

А 22 августа харьковчане не могли улететь в Черногорию. Чартерный рейс в Тиват (MD-82) из-за поломки самолета задержали на день. Вместо 9.30, когда самолет должен был вылететь по расписанию, туристы улетели в Тиват только вечером.

Еще два раза самолет маршрутом Харьков—Анталия пришлось возвращать в наш аэропорт: в первый раз из-за поломки системы кондиционирования, второй — из-за разгерметизации.

Джерело Вечерний Харьков   Автор: Ярослав Чепурной