07.09.10 
Было время, когда среднестатистический дончанин на свою зарплату мог раз 5 слетать в Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ России) и обратно. Теперь средняя стоимость одного билета примерно равна среднемесячной зарплате. Несмотря на это, с каждым годом аэропорт Донецка обслуживает все больше пассажиров и открывает новые рейсы. Как только закончится строительство взлетно-посадочной полосы, здесь ожидают притока новых авиакомпаний с новыми маршрутами и интересными предложениями. О проблемах и перспективах КП «Международный аэропорт Донецк» нам рассказал его гендиректор Валентин Паламарчук.

В 90-е летали в основном в Киев и Москву

- Валентин Владимирович, когда строили Донецкий аэропорт, а затем в середине 70-х гг. прошлого века полностью его реконструировали (включая взлетно-посадочную полосу), никто не планировал делать его международным. Здесь принимали лишь внутрисоюзные рейсы. Как меняли статус аэропорта и во сколько это обошлось?

- В СССР статус международных имел и всего несколько аэропортов - в Ленинграде, Москве и Киеве. Все международные рейсы выполнялись оттуда. Дело втом, что воздушные ворота Союза были крайне узкими, если можно так выразиться. Такова была политика того времени. Поэтому все остальные аэропорты принимали сугубо внутренние рейсы, и не планировалось, что когда-нибудь они получат статус международных.

Здание аэропорта в Донецке строилось по типовым проектам. Подобных в СССР возвели несколько. Естественно, пассажирские терминалы не проектировались с учетом того, что в них должны быть пограничная, таможенная, карантинная службы. Наш аэропорт строили как зал для вылетов пассажиров. Он даже не предусматривал обслуживания Прилетающих пассажиров - они через него не выходили.

После распада СССР Украина стала независимым государством, поменялась внешняя политика страны. Всем региональным аэропортам начали присваивать статус международных. Понятное дело, что при наделении аэропорта таким статусом необходимо было организовывать в нем пограничные и таможенные посты. Денег на переоборудование терминалов и строительство новых в то время не давали, и каждый аэропорт, в том числе и наш, делал все своими силами. В работающем терминале находили место пограничникам,таможенникам, про-писывали технологические схемы, утверждали их и начинали обслуживать международные рейсы.

- Как работали в 90-е годы? Самолеты в ангарах не простаивали?

- В СССР средняя зарплата была около 150 рублей, а цена билета на самолет в среднем составляла 15-18 рублей. С распадом СССР и новым ценообразованием (существенно повысились цены на авиационный керосин) это соотношение резко поменялось. На свою зарплату человек мог купить лишь один билет. Произошел резкий спад пассажиропотока. Соответственно мы потеряли очень много направлений: Сибирь, Сочи, Питер, Львов и так далее.

Как результат ухудшилось финансовое состояние предприятия, устарел парк техники, которая обслуживала самолеты.
Сегодня некоторые утерянные сообщения мы восстановили, к 2012 году откроем еще пару рейсов. В этом году восстановили прямые рейсы во Львов и Санкт-Петербург. Компания «ЮТэйр» возобновила прямой рейс Донецк - Сургут, но самолет пока летает раз в неделю по понедель-никам. Постепенно все возвращается, но не так быстро, как хотелось бы.

Летать стали благодаря Георгию Кирпе

-Что стало толчком для выхода аэропорта из кризисного состояния?

- Восстановление пассажиропотока началось в 2002 году, когда Георгий Кир-па, который на тот момент был министром транспорта, разработал программу восстановления внутренних авиасообщений и организовал для авиакомпаний серьезную систему льгот. От авиаперевозчиков он требовал доступных цен на билеты, и это дало толчок развитию. Закончилось все в 2004 году, когда резко возросли мировые цены на нефть, соответственно подорожало топливо. А это большая составляющая в себестоимости рейсов. Тем не менее наш аэропорт по объемам пассажиропотока ежегодно прибавлял по 20% вплоть до 2009 года, когда начался кризис. В этом году мы постараемся достичь уровня 2008 года.

- Я знаю, что был период, когда с аэропортом работала только компания «Донбассаэро». Остальные авиаперевозчики отказывались.,.

- У нас не было нужной техники, чтобы качествен но обслуживать самолеты, да и взлетно-посадочная полоса оставляла желать лучшего. Деньги на реконструкцию не выделялись. Все изменилось, когда аэропорт из государственной собственности перешел в коммунальную. Это дало областному совету юридические возможности финансировать развитие аэропорта. Инициатором такой передачи был Борис Колесников, который тогда занимал пост председателя Донецкого облсо-вета. Он же привлекал капитальные вложения в аэропорт. Благодаря ему мы смогли модернизировать ту полосу, которая сейчас есть, она получила вторую категорию. Областной совет нам также помог со снегоуборочной техникой и техникой по обслуживанию самолетов. Как результат к нам смогли выполнять рейсы другие авиакомпании, такие как«Австрийские авиалинии», Lufthansa, «Турецкие авиалинии», чЮТэйр». Без этих капитальных вложений они с нами не работали бы, мы не имели бы прямых сообщений с Мюнхеном, Стамбулом, Веной и т. д.

Сейчас из украинских перевозчиков с нами работают «Донбассаэро», «Аеросвит», «Международные авиалинии Украины».
Мы должны добиться того, чтобы у нас появился регулярный рейсе Одессу. Возможно, с увеличением спроса на отдых в Крыму в летний период возобновятся рейсы в Симферополь. Что касается иностранных компаний, то скоро с нами начнет работу компания «Трансаэро', которая будет выполнять ежедневные рейсы в Домодедово. Сегодня у нас есть ежедневный рейс во Внуково, три раза в день - в Шереметьево.

- Сейчас аэропорт полностью реконструируется. Успеете завершить все работы к Евро? Ведь они длительное время были приостановлены.

- С переходом аэропорта из госсобственности в коммунальную облсовет сразу начал реализовывать программу развития. Уже тогда предусматривалось строительство нового терминала и новой взлетно-посадочной полосы. Почему именно строительство полосы, а не модернизация старой? Потому что она себя физически исчерпала. Однако «оранжевая революция» поставила крест на этих начинаниях. На строительство нового пассажирского терминала правительство Тимошенко не дало ни копейки, даже проектные работы не профинансировали. На расширение перронов тоже не было выделено ни копейки. На строительство полосы дали только 5% необходимых средств. При этом все знали, что Донецк будет принимать чемпионат по футболу Евро-2012. В правительстве тогда говори ли, что не понимают, зачем Донецку все это. Из-за отсутствия финансирования мы отстали от графика на 2 года.

Строительство терминала удалось запустить только в конце прошлого года, да и то за счет средств областного бюджета. Сколько было потрачено нервов, усилий руководства Донецкой области - сложно передать.

Новое правительство работает полгода. Казалось бы, что можно сделать за столь короткий срок по таким масштабным объектам, которые требуют массу времени на проектирование, запуск и так далее? За эти месяцы правительство вы полнило свои обязательства на 300%, а то и выше. Сегодня строительство терминала вошло в график подготовки к Евро-2012. Мы наверстали упущенное, хоть в это верится с трудом. Это стоило неймоверных усилий!

- Печальные события в США 11 сентября 2001 года как-то повлияли на усиление уровня безопасности в аэропортах?

- После тех событий упал спрос на пассажирские перевозки. А что касается обеспечения безопасности, то за эти годы улучшились возможности техники, с помощью которой производится досмотр пассажиров. Наш новый терминал будет оборудован передовой техникой, которая обеспечивает более жесткий контроль и вместе с тем сокращает время на досмотр пассажиров и багажа.

- В Донецком аэропорту были внештатные ситуации с пассажирами?

- Периодически бывают случаи, когда пассажир переберет алкоголя перед посадкой в самолет и потом на борту начинает вести себя неадекватно. Мы таких снимаем с рейса. Чтобы проносили на борт запрещенные предметы - такого на моей памяти не было.

- Каким вы видите будущее Донецкого аэропорта?

- Есть стратегический план развития аэропорта. Он предусматривает, что аэропорт Донецка ста нет звеном между Юго-Восточной Азией (направления Сингапур, Китай, Япония) и Восточной и Западной Европой. Вопрос только во времени, когда мы это сделаем. Все будет зависеть от повышения уровня доходов наших граждан, что позволит сделать рейсы по этим направлениям востребованными.

Джерело Донецкие новости   Автор: Андрей Юрченко