02.08.11 
В понедельник тысячи пассажиров крупнейших украинских перевозчиков авиакомпаний “Аэросвит” и “ДнепрАвиа” оказались заложниками беспрецедентной акции протеста пилотов лайнеров Боингов-737 и вовремя не попали к месту назначения.

Это первая такая масштабная забастовка летчиков в Украине. Были сорваны рейсы из Москвы, Еревана, Тбилиси, Праги, Копенгагена, Стамбула, Одессы, Донецка и Симферополя, а также из Киева в Донецк, Симферополь, Одессу, Москву. Об этом “Сегодня” сообщили сами пассажиры, которые, имея билеты, не смогли вовремя улететь и прилететь. В авиакомпании подтвердили, что пилоты самолетов Боинг-737 требуют повысить зарплату на 18%, и пока это требование не будет выполнено, отказываются подниматься в небо. “Это не забастовка, а акция протеста, — говорили утром в руководстве авиакомпании. — То есть люди приходят на работу, но не летят. Сейчас ведутся переговоры. Профсоюзы пока на мировую не идут, хотя понимают, какой удар по репутации компании уже нанесла и еще нанесет эта акция. Материальные убытки вообще не поддаются оценке”.

В “Борисполе” в терминалах “А”, который предназначен для внутренних авиарейсов, и в международном “В” собрались несколько сотен пассажиров. Вылет у большинства должен был состояться еще с самого утра. “Я жду с 7 часов утра. Должна была лететь в Одессу в командировку. Сначала объявили задержку рейса. Через два часа уже сказали, что бастуют пилоты, и когда мы улетим, неизвестно. У меня сорвались все встречи”, — рассказывает нам итальянка Франческа Кериче. “Та что там ваши встречи, — подключается к разговору одессит Алексей. — У меня жену в роддом отвезли, и я должен был присутствовать при родах. Но вместо этого я стою здесь и готов всех убить”. Часть пассажиров, так и не дождавшись внятной информации, начали сдавать билеты. “Я летаю в Одессу каждую неделю. И через раз у этой компании задерживают или отменяют рейсы. Думаю, буду подавать в суд”, — рассказывает пассажирка Елена. Толпы людей разложили свои вещи прямо на полу терминала: некоторые играли в шахматы, другие спали, ели, затем снова спали, часть через скайп пыталась связаться с родными. “Я должна была уже лежать на пляже с моим молодым человеком и попивать коктейли, — говорит нам англичанка Кэйт, показывая на экране лежащего на пляже в Афинах друга. — Вместо пляжа я лежу на бетонном полу аэропорта и не могу понять, куда подевали мой самолет”. Паникой среди пассажиров сразу же воспользовались таксисты. “Ребята, до Одессы довезу за 400”, — говорит нам один таксист. “Гривен?” — переспросили мы. “Нет, долларов. Машина стоит USD 400, по 100 с человека”. “Самолет мне надо, а не такси”, — закричала одна из пассажирок.

Забастовка. Неподалеку от терминала “А” на улице беседовали несколько десятков человек в форме “Аэросвита” и “ДнепрАвиа”. В основном вторые пилоты, штурманы, стюардессы. “Без комментариев”, — отвечали они. “Пилоты сказали, пока деньги не упадут на карточку, никто никуда не полетит”, — говорил кому-то по телефону штурман. Ближе к 14:00 все члены экипажей с чемоданами начали разъезжаться по терминалам, где начались регистрации на рейсы. “Вроде договорились”, — рассказал нам второй пилот Боинга. Пресс-служба “Аэросвита” лишь к 16.00 дала официальный комментарий: “Находясь под давлением, администрация в минимально возможный срок провела переговоры и удовлетворила требования участников акции”.

Зарплаты по невыгодному курсу

Как рассказал нам источник в “Аэросвите”, по условиям коллективного договора, зарплата пилотам выплачивается по долларовому курсу Нацбанка. При этом в документе прописано, что она не может быть ниже, чем в предыдущем месяце. Но вопреки соглашению, “Аэросвит” платит жалование по курсу трехгодичной давности — 6,74 грн. за доллар, вместо 8,05. Основное требование участников акции протеста — платить по официальному “тарифу” НБУ. В процессе переговоров руководство “Аэросвита” пересмотрело позицию по курсу. “Я знаю, что такая проблема была раньше. Сейчас же все выплаты будут осуществляться с учетом реального, обменного курса доллара”, — сообщил нам помощник гендиректора “Аэросвита” Сергей Куцый. Средняя зарплата летчиков колеблется в пределах 3—5 тысяч долларов — в зависимости от количества вылетов. За перелет нормы можно получать и по 7—10 тысяч. “С точки зрения мировых цен — это очень мало, — говорит пилот воздушного судна “Боинг 737”. — Компания это понимает. Поэтому, несмотря на акцию, никаких санкций не последует, так как боятся, что пилот развернется и уйдет на другие деньги”. Как стало известно “Сегодня”, договоренность с руководством “Аэросвита” о повышении зарплаты пилотам была достигнута еще в начале года. Однако тогда реализована не была. К акции планируют присоединиться и бортпроводники. “Мы также готовы к объявлению забастовки бортпроводников”, — сообщил нам глава профсоюзов бортпроводников Вениамин Тимошенко.

Юристы: “можно идти в суд за компенсацией”

В Мининфраструктуры ситуацию, возникшую в результате забастовки пилотов, не комментируют. “Это внутренний конфликт авиакомпании, в котором должна разобраться она сама. В том числе компенсировав все издержки пострадавшим пассажирам, — сказал нам пресс-секретарь вице-премьер-министра инфраструктуры Бориса Колесникова Юрий Громницкий. — В случае же если компания не сделает этого, пассажиры имеют полное право обращаться в суды”.

Как рассказал нам источник в руководстве “Борисполь”, аэропорт все-таки оказался втянутым в конфликт: “Если бы подобная ситуация произошла в западной авиакомпании, там обзвонили бы всех пассажиров и рассказали им о возможной забастовке и о том, что они могут не полететь. А здесь пустили все на самотек, да еще и свалили на аэропорт все обязанности по размещению пассажиров. Со стороны авиакомпании — это просто бардак какой-то”.

Юристы говорят, что у пассажиров большие шансы получить компенсацию. “Налицо неправомерные действия, за которые можно через суд взыскивать ущерб: как материальный, так и моральный, — говорит юрист Василий Мирошниченко. — Иск можно подать к авиакомпании, ведь форс-мажорных обстоятельств (войны, вулкана, землетрясений), которые бы исключали ответственность перевозчиков, нет. Для суда необходимо взять справку в аэропорту о задержке рейса. Если не дают — составить самостоятельно акт о задержке с подписью и адресами пассажиров. Плюс сохранить билет и турпутевку, если такая была”. В “Аэросвите” комментируют перспективу судебных исков осторожно. “Не думаю, что компания сможет пойти на большие обязательства, чем прописаны в авиабилете”, — сказал нам помощник гендиректора “Аэросвита” Сергей Куцый.

Джерело Сегодня   Автор: Сергей ГАЛЬЧЕНКО - Александр ИЛЬЧЕНКО - Дмитрий КОРОТКОВ - Дмитрий ОРЛОВ