22.12.16 
ImageАрбитражный суд Москвы зарегистрировал апелляционную жалобу украинского государственного авиастроительного предприятия "Антонов" на решение, которым с него по иску Минобороны России было взыскано более 180 миллионов рублей неустойки.

Жалоба поступила в арбитраж первой инстанции 20 декабря, она будет передана вместе с материалами дела в Девятый арбитражный апелляционный суд, который назначит дату рассмотрения апелляции.

Минобороны России потребовало в суде взыскать с госпредприятия (ГП) "Антонов" более 357 миллионов рублей неустойки за нарушение ответчиком сроков выполнения двух этапов опытно-конструкторских работ (ОКР) в рамках контракта от 16 мая 1989 года на разработку самолета Ан-70.

По условиям допсоглашения к контракту, "Антонов" должен был выполнить два этапа ОКР до 25 ноября 2012 года, однако по состоянию на 20 сентября 2016 года, как указал истец, работы заказчику не были сданы, просрочка составила 1395 дней. Из материалов дела следует, что Минобороны Украины в июне 2014 года уведомило оборонное ведомство России о завершении государственных совместных испытаний Ан-70 без участия специалистов Минобороны России. В ответ российское Минобороны сообщило ГП "Антонов", что считает испытания самолета Ан-70 не начатыми, а результаты, полученные украинской стороной, не подтвержденными.

РИА Новости сообщают, что суд отклонил доводы ответчика о неподведомственности спора арбитражному суду Москвы, указав, что его компетенция подтверждена заключенным 15 апреля 2002 года допсоглашением к контракту. Также арбитраж Москвы счел недоказанными доводы украинского предприятия о том, что нарушение сроков произошло по вине заказчика. Арбитраж Москвы отметил в решении, что неисполнение "обязательств соисполнителями или Минобороны Украины… не исключает вины Головного заказчика (ГП "Антонов"), в связи с чем оснований для освобождения от ответственности не имеется". В то же время суд первой инстанции удовлетворил иск частично, посчитав возможным снизить неустойку с заявленных 357 миллионов рублей до 180 миллионов рублей.

Справка. Ан-70 - среднемагистральный грузовой (оперативно-тактический, военно-транспортный) самолет, предназначенный для перевозки народнохозяйственных грузов, обеспечения гуманитарных акций в зонах чрезвычайных ситуаций и доставки вооруженных сил, в т.ч. на неподготовленные короткие грунтовые площадки длиной 600-800 м.

Первый опытный экземпляр Ан-70 был поднят в небо в 1994 году, однако в феврале 1995 года самолет потерпел катастрофу. «Антонов» за собственные средства построил второй опытный образец самолета.

Минобороны РФ в 2006 году впервые официально заявило о выходе из программы Ан-70, мотивируя это тем, что основным российским самолетом военно-транспортной авиации (ВТА) является Ил-76. 

В апреле 2014 года руководство РФ озвучило планы по внесению корректив в ГОЗ и планы по развитию ОПК в рамках реализации задач по импортозамещению в ряде отраслей промкомплекса страны.

В январе 2015 года Ан-70 принят на вооружение Вооруженных Сил Украины.

ГП "Антонов" в 2015 году озвучило возможность в рамках международной кооперации создания на базе Ан-70 нового среднего транспортного Ан-188 с двигателями западного производства: Ан-70 оснащен винтовентиляторными двигателями Д-27 разработки госпредприятия "Ивченко-Прогресс" и производства ПАО "Мотор Сич" (оба - Запорожье), часть агрегатов для которого, в частности, винтовентиляторы, производятся в РФ.