22.06.05 
Сбитый под Днепродзержинском в августе 1941 года советский самолет жители села Романково обнаружили совершенно случайно. Связались с директором благотворительного фонда "Память" Василием Черномором, который тут же организовал раскопки.

Из-под корней высоченных акаций Самышиной балки подняли куски дюралюминиевой обшивки корпуса, почти истлевшие навигационные приборы, остовы двух моторов, пропеллеры, чуть поодаль - неразорвавшуюся бомбу, два авиационных пулемета ШКАС и множество патронов к ним. А еще (в хвостовой части фюзеляжа) - останки летчика. Эксперты фонда определили, что это был скоростной бомбардировщик ББ-22 (Як-4). Судя по неиспользованному боекомплекту, машина еще только шла на бомбометание. Позже в селе нашелся и очевидец гибели самолета. Григорию Ивановичу Коваленко в 41-м было семь лет.

- В небе тогда разгорелся большой бой, - вспоминает старик. - В нем участвовало около двух десятков самолетов. Сначала сбили один самолет, он упал на хату по улице Челюскина. За ним в небе загорелся второй и стал падать как раз на хату нашего соседа деда Головко. Но в последний момент летчик сумел отвести горящую машину от села в балку. Когда самолет врезался в землю, к нему тут же подкатили двое немцев на мотоцикле. Они стащили с мертвого пилота планшетку с картами и тут же дали деру. А через несколько секунд взорвались бензобаки. В ту же ночь двое местных стариков вытащили из сгоревшей машины погибшего пилота и тайком от фашистов похоронили его в сливняке. А вот останки стрелка-радиста так и пролежали в подорвавшемся самолете еще 64 года. Городские власти Днепродзержинска решили предать их земле сегодня, 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Василий ЧЕРНОМОР, директор благотворительного фонда "Память", секретарь комиссии по увековечиванию памяти жертв войны и политических репрессий Днепропетровской облгосадмрнистрации:

- К сожалению, никаких документов погибшего мы не нашли. Только часы, остановившиеся в момент, когда самолет врезался в землю, они показывали 15 минут четвертого. Однако надеюсь, что пролить свет на судьбу экипажа этого ББ-22 нам поможет бирка с радиатора. На ней сохранились данные завода, выпустившего "изделие № 108 622", а также дата постройки - октябрь 1938 года. Мы уже выслали запрос с копией пластинки в Центральный архив Минобороны России.

Павел ДИНЕЦ

http://kiev.kp.ru/2005/06/22/doc70519/