08.12.18 

ImageМи-8 МСБВ и Ми-8 МТВ, вернувшиеся после ремонта и модернизации в бригаду транспортной авиации, стали мощнее, быстрее и функциональнее. Офицеры части отмечают, что от старых бортов остались фактически одни фюзеляжи.

После капитального ремонта и модернизации в бригаду транспортной авиации вернулись два вертолета - Ми-8 МСБВ и Ми-8 МТВ. Один - с «Мотор Сичи», второй - с конотопского «Авиакона». Вернулись не просто перекрашенными и с украинскими надписями на фюзеляже, но и стали значительно мощнее, быстрее, функциональнее, экономичнее, получили новейшее оборудование. Летчикам и инженерам пришлось даже оперативно переучиваться, чтобы не возникло проблем с полетами и обслуживанием «новинок». От старых бортов здесь мало что осталось, один из вертолетов даже модификацию в ходе апгрейда изменил.

«Теперь наш «Джмелик» может без проблем всю Украину перелететь без дозаправки и набрать высоту в три Говерлы», - хвастается заместитель командира вертолетной эскадрильи, и добавляет, что каждому вертолету в части дают имя. На «Мустанга», он же Ми-8 МТВ (до модернизации - Ми-8 МТ), в бригаде возлагают не меньшие надежды. Этот борт активно привлекался к выполнению фронтовых задач и в предыдущем «амплуа», теперь же - и подавно.

- Потребность в модернизированных бортах была острой, - делится офицер. - Хотя их дефицит и сейчас не устранен, приятно, что ситуация постепенно улучшается. Вертолет является основной единицей малой авиации, ведь самолет не везде может сесть, он не такой маневренный и дороже в эксплуатации. Помню, как в 2014-м мы силами бригады поднимали все вертолеты, которые только было возможно. В буквальном смысле вытаскивали борта из бурьяна, разбирали, перебирали до винтика, тестировали, ремонтировали, красили... Тогда мы экстренно подняли в небо и «Мустанг», который сейчас пришел модернизированным.

Если до 2014-го бригада выполняла преимущественно транспортные задачи, то с началом войны в Украине пришлось демонстрировать врагу еще и ударную мощь... Поэтому модернизированные вертолеты - многоцелевые. Ими можно и личный состав перевозить, и раненых эвакуировать, и огневые удары наносить.

Image- Вот, видите, контейнеры висят для ракет калибра 80 мм типа «воздух-земля», - говорит заместитель командира вертолетной эскадрильи, указывая на обновленный Ми-8 МСБВ. - После капитального ремонта вертолет может выпускать по 16 ракет за один раз. На предыдущих версиях максимум составлял восемь ракет. То есть борт пришел к нам вдвое более мощным. Также на него поставили комплекс защиты от ПЗРК. И это далеко не первая машина в Украине, которая выходит с таким оборудованием. Такой «бонус» добавил вертолету безопасности.

Капитан Константин Николаев, командир вертолетного звена, который непосредственно «перегонял» вертолет Ми-8 МТВ с завода в часть, не скрывает радости. Офицер является настоящим старожилом бригады и признается, что таких подарков авиаторы части уже лет десять не получали.

- Вы даже не представляете, какая это гордость - лететь на новом вертолете в часть, где тебя ждут полным составом. Эту «ласточка» трудно назвать отремонтированным бортом, фактически это новый вертолет. Как летчик могу сказать, что пилотировать модернизированный борт стало еще удобнее. Машину оборудовали современным метеолокатором, что позволяет в полете определить, где есть грозовой фронт или другие неблагоприятные условия, в которые лучше не попадать. В боевых условиях не всегда есть связь с метеослужбой, а благодаря специальному локатору нам будет легче ориентироваться и обходить опасные участки неба. Также борт дооборудован двумя стационарными GPS, что значительно упростит работу. Но больше всего порадовало даже не это... Когда был на заводе, удалось рассмотреть еще два борта, которые уже к Новому году должны появиться в нашей части. Поэтому хороших новостей я привез много.

Специалисты инженерно-технической службы бригады перед тем, как принять у авиазавода работу, внимательно осмотрели каждый винтик техники, открыли каждую панель. Майор Гречковский, старший бортовой инженер части, объясняет, что от старых бортов фактически остались только фюзеляже. Мы общаемся с офицером в кабине Ми-8 МСБВ, где он показывает результаты модернизации.

- Раньше в нашей бригаде такого вертолета не было, поэтому я проходил переобучение в Борисполе. Я в бригаде с 2003 года, а такую ​​модернизированную технику принимаю впервые. Посмотрите - кабина полностью новая, с современной, удобной арматурой. Поставили двигатели нового типа, значительно более мощные. Благодаря этому увеличилась и возможная высота полета, и скорость, и качество выполнения заданий. При взлетном весе в 12 тонн вертолет может подняться на 6000 метров. Борт пришел с расширенными баками, что позволяет ему преодолевать значительно большие расстояния. Тысяча километров для него - вообще не проблема! Что касается вооружения, поставили по три подвески балочных держателей. Изменилось качество радиосвязи - добавили новые радиостанции, основную и резервную. Радует еще и относительная экономичность вертолета, значительно снижаются затраты на его эксплуатацию и обслуживание.

P.S. «Мустангу» и «Джмелику» долго стоять на вертолетной площадке в ППД не придется. В ближайшее время летчики части испытают модернизированную технику во фронтовом небе.