04.05.07 
Нужен ли городу этот аэропорт? В настоящее время, казалось бы, не очень, но... В Москве, с официальным населением более 8,5 млн, три только международных аэропорта. В Вашингтоне (4 млн жителей с учетом окрестностей) – тоже три аэропорта, причем один из них прямо в центре города – по другую сторону реки от Белого дома и Конгресса. Оттуда выполняются внутренние рейсы и полеты в Канаду – полная аналогия с "Жулянами".

По данным Минтранса за 2006 год у нас пассажиропотоки выросли на 14,5%, а у четырех крупнейших авиаперевозчиков – от 17% до 32%. Отсюда следует однозначный вывод: в ближайшие годы для Киева с его 4-х миллионным населением "Киев" станет жизненно необходим.


Насколько эффективно работает этот аэропорт? Из "Борисполя" ежедневно совершается более 30 вылетов (и столько же прибытий) в областные центры Украины, а из "Киева" – в два раза меньше. При этом до "Борисполя" от центра 45 км, а до "Киева" всего 8 км. Регистрация в Жулянах заканчивается за 15 минут до вылета, а в "Борисполе" – за 30 мин. Зачем, спрашивается, час добираться до "Борисполя", час ждать посадки и ещё полчаса ожидать багаж, если через Жуляны на все это уйдет в три раза меньше времени? К тому же в последние годы становится ясно, что "Борисполю" становится все тяжелее справляться с пассажиропотоком.

Можно возразить, что в Жулянах короткая взлетная полоса (1800 м), однако здесь легко взлетают как устаревшие типы самолетов (Ан-24, Як-40), так и новейшие типа Ан-140, берущие 52 пассажира с дальностью полета до 3700 км. Таким образом, отсюда можно улететь не только в Донецк или Ужгород, но и в Европу, и в Азию. Следовательно, нынешняя убыточность "Киева" для города заключается только в неэффективном менеджменте.

Каковы же проблемы развития аэропорта "Киев"? Здесь мы в который раз упираемся в сакраментальный земельный вопрос – 265,7 га аэропорта не дают спокойно спать не одному олигарху и множеству мелких хапуг. Вероятно, именно поэтому развитие аэропорта искусственно сдерживалось и перманентно возникали фантастические планы его переноса куда-нибудь под Глеваху. Порой озвучиваются вполне благородные мотивы таких предложений, дескать, людям очень некомфортно жить вблизи шумов аэропорта.

Однако "Киев" не принимает ночных рейсов, – это во-первых. А во-вторых, жилье там строилось в соответствии с нормативами, а нынешние поползновения расширить жилую застройку поблизости аэропорта выглядят, как попытки создать почву для спекуляций о его переносе. Зато для складов и оптовых торговых центров там самое место. Просто не нужно бездумно раздавать землю вблизи аэропорта, не говоря уже о подготовке землеотводов непосредственно на его землях. Ну и в-третьих, существование крупных аэропортов в черте и даже в центре города – это не такая уж и редкая в мире практика.

Правда, в последнее время о прямолинейных намерениях переноса больше не говорят. Зато на сессии Киевсвоета руководство аэропорта озвучило предложения о реконструкции "Киева". Первая очередь ее будет стоить 100 млн грн и сопровождаться параллельной застройкой 70 га аэропорта. Поскольку денег в городском бюджете на это нет, то общественность подталкивают к выводу о необходимости создания некого СП или ЗАО, в котором город будет иметь 51%, а некий инвестор-инкогнито – 49%. В обмен на застройку 70 га территории аэропорта он даст деньги на удлинение взлетно-посадочной полосы с 1800 до 2400 м.

Основное возражение вызывает даже не эта странная застройка, а доля города в гипотетическом СП/ЗАО. Стоимость земли аэропорта по минимальным (подчеркиваю!) аукционным ценам столицы можно оценить в 3 млрд 454 млн грн. Это – не включая стоимости сооружений и оборудования. Неужели за какие-то 100 млн грн можно заполучить практически половину такого лакомого объекта? Да и неужели это такие неподъемные для столичного бюджета деньги, если в городе распродаются участки земли аж по миллиарду гривен?

Перед нами – еще один пример попыток вывести собственность из-под контроля городской общины.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Месяц назад аэропорт "Киев" (Жуляны) после долгого перерыва принял первый международный рейс – из Тбилиси. Рейсы выполняются самолетами СRJ200 производства Bombardier. Даже без реконструкции аэропорт собирается наращивать число международных рейсов.

Первая очередь реконструкции, которая обойдется в 100 млн грн, предполагает ремонт взлетной полосы, организацию автостоянок и достройку терминала, который начали возводить еще в начале 90-х, но так и не был закончен из-за прекращения финансирования в 1997 году.

Александр СЕРГИЕНКО, директор "Института города"

Источник: www.pk.kiev.ua