15.07.20 

ImageВ АМКУ разъяснили принятое решение провести углубленный анализ выделения помощи Закарпатским облсоветом авиакомпании Мотор Сич

Предоставляет поддержку: Закарпатский областной совет.

Получатель поддержки: Закарпатское областное коммунальное предприятие «Международный аэропорт Ужгород».

Объем поддержки: 34,3 млн. грн.

На этот раз рассказ пойдет о непростом с профессиональной точки зрения деле по Ужгородскому аэропорту. Из-за безответственности местных властей оно завершилась скандалом и безосновательными обвинениями сотрудников АМКУ со стороны закарпатских чиновников.

Финансовая поддержка аэропорта предоставлялась закарпатской властью по трем ключевым направлениям. Это делало дело особенно сложным, ведь каждое из направлений фактически было отдельным делом, которое специалистам АМКУ приходилось рассматривать отдельно и принимать соответствующее решение.

Негосударственная помощь

Первое направление - выделение 759,5 тыс. грн на финансирование модернизации инфраструктуры и оборудования для обеспечения управления воздушным движением, охраны правопорядка, обеспечения работы спасательной и пожарной служб и таможенного контроля.

Выделение этих средств не касается предоставления коммерческих авиационных услуг. Они пошли исключительно на деятельность, необходимую для защиты от правонарушений или незаконного вмешательства в работу гражданской авиации. Именно поэтому Антимонопольный комитет признал, что такое финансирование не является государственной помощью. А значит Закарпатский областной совет может без оговорок выделить эти средства аэропорту.

Допустимая государственная помощь

Второе направление - улучшение инфраструктуры и повышение технико-экономических показателей аэропорта. На него было предусмотрено чуть больше 29 млн грн.

Выделение этих средств предоставило «Международном аэропорту Ужгород» преимущества, которые недоступны для других субъектов в этой сфере в обычных рыночных условиях. Поэтому финансирование однозначно было признанной государственной помощью. Но значительно более важным вопросом является то, можно ли считать эту помощь допустимой. Именно его решение, в отличие от формального признания факта предоставления государственной помощи, требует детального изучения всех обстоятельств. Только опираясь на результаты такого исследования, можно определить, законно были предоставлены средства и не ухудшают ли они конкуренцию.

Антимонопольный комитет установил, что аэропорт имеет незначительный пассажиропоток - всего 878 пассажиров за 2017 и 2018 годы суммарно. Кроме того, формально близким к КП «Международный аэропорт Ужгород» аэродромом является Международный аэропорт «Кошице» в Словакии. И чтобы доехать до него, надо пройти пограничный и таможенный контроль на границе, что может занять несколько часов. До украинских аэропортов Ивано-Франковска и Львова - не менее 4 часов езды на автомобиле и еще дольше железной дорогой. Поэтому любые варианты для граждан быстро добраться до соседних аэропортов отсутствуют.

В силу своего географического местонахождения «Международный аэропорт Ужгород» имеет стратегическое значение для развития региона и обеспечения связей с европейскими и другими странами. Его развитие делает регион привлекательным для инвесторов. Также улучшение инфраструктуры аэропорта будет способствовать росту туристической привлекательности Закарпатья.

Опираясь на все эти факторы Антимонопольный комитет принял решение: такая государственная помощь является допустимой.

Требует дополнительного изучения

Третьим направлением, по которому планировалось выделение 4,5 млн. грн, была организация постоянных воздушных перевозок по маршруту между Киевом и Ужгородом компанией «Мотор Сич».

Имеющейся в комитете информации оказалось недостаточно, чтобы четко установить, имеет ли такая государственная поддержка выборочный характер, и как она может искажать конкуренцию. Кроме того, представители закарпатской власти не предоставили объяснений, почему перевозчика по маршруту «Киев-Ужгород - Киев» определили без конкурса. Поэтому комитет принял решение провести углубленный анализ допустимости такой государственной помощи, о результатах которого мы расскажем в следующий раз.

Работа над такими кейсами требует гораздо больше усилий и времени, чем десятки типовых представлений, которые ежемесячно получает АМКУ. Чиновники проигнорировали не только банальное понимание того, что их дело имеет несколько составляющих и требует серьезного рассмотрения. Они сделали вид, что не существует требований законодательства, которое четко говорит, что подавать документы на проверку допустимости государственной помощи надо до принятия решения о выделении средств.

Ужгородцы хотели сначала вытащить из печи готовый пирог, а потом замешивать для него тесто. И такое вряд ли возможно. Поэтому и получилось, что средства уже выделили, а предусмотренного украинским законом разрешения не получили. Как итог - деньги лежат мертвым грузом, и никто не может ими воспользоваться. А вся страна стала свидетелями громких заявлений закарпатских чиновников, которые через СМИ и в соцсетях обвиняли Комитет в затягивании дела, в нежелании пойти навстречу местной общине, в попытках заморозить средства, выделенные на аэропорт. Хотя на самом деле вся проблема росла из обычной халатности местной власти, которая проигнорировала предусмотренные законодательством процедурные моменты и испугалась признать свою вину.

Напомним. АМКУ запретил дотировать полеты авиакомпании Мотор Сич