19.03.21 

Image- Это была крутая девушка, которой было на все наплевать. Мы гордимся тем, что именно с нами она сделала свои первые шаги в авиации, - говорит президент Бельско-Бяльского аэроклуба. Аделаида Саржец-Трагарц завершила впечатляющую и образцовую карьеру в LOT Polish Airlines. Она стала первой женщиной в Польше - пилотом и капитаном авиакомпании LOT, а также первой - пилотом пассажирских лайнеров Dreamliner.

20 тысяч часов

- Вчера свой последний полет за штурвалом "Дримлайнера" провела капитан-пилот Аделаида Саржец-Портер, первая женщина, которая села за штурвал этого самолета! У нее впечатляющий налет - почти 20 000 часов, в том числе более 16 000 часов в качестве капитана. Она первая женщина в Польше, ставшая пилотом и КВС авиакомпании. В 2013 году она стала первой женщиной-капитаном Boeing B787 в Польше и, вероятно, также в Европе. Спасибо за все время, проведенное вместе в небе! - такими словами 20 января благодарили ее коллеги из авиакомпании LOT.

Первая и единственная

По словам Аделаиды Саржец-Портер, упорство и настойчивость - помимо бесчисленных качеств, которыми должен обладать пилот, - это рецепт покорения когда-то исключительно мужской профессии.

- Поскольку я была первой и единственной женщиной, за мной внимательно наблюдали. Однако есть что-то в том, что женщины в мужских профессиях должны проявлять большую приверженность, чтобы их не только заметили, но и приняли, - сказала она собравшимся на встрече в Институте авиации.

- Куда бы она ни шла и что бы ни делала, она была первой и единственной девушкой. Она прокладывала путь во всем. Ей нужно было сделать больше, чем мужчинам, и проявлять терпение. У нее не было льгот, и все же она всегда пилотировала ту технику, которая в LOT была лучшей, - говорит Ежи Ослак, президент Бельско-Бяльского аэроклуба. Ее обширные знания и опыт подтверждают ее карьеру. - У меня никогда не было аварий, которые бы закончились плохо, или хотя бы серьезных инцидентов, - говорит сама капитан.

Она всегда подчеркивает, что авиация для нее - не только работа, но и большое жизненное увлечение. Он никогда не забудет прекрасные восходы и закаты, наблюдаемые из кабины пилота. - Приятно выглянуть в окно и увидеть что-то захватывающее. Например, восход луны прекрасен, он сильно отличается от восхода солнца. "Этот огромный красный шар на горизонте настолько красив, что надолго остается в памяти", - вспоминает она. Однако она предупреждает, что работа пилота связана не только с высокими требованиями, но и требует хорошего здоровья, чтобы справиться со "сменой часовых поясов".

Image

Из аэропорта Бельско в мир

- Мое приключение в авиации началось с планеризма, когда мне было 16 лет. В моем доме не было семейных традиций авиации. Я случайно попала в авиацию. Просто в те дни молодых людей поощряли к этому на различных собраниях и лекциях. Я сама попала на такую ??встречу в своем механико-электротехническом техникуме, и мне посоветовали пойти и попробовать, как выглядит авиация. Из группы примерно в 35 человек, которые тогда начали летать, примерно пять человек завершили планерную подготовку и начали заниматься планеризмом в Бельско-Бяльском аэроклубе, - вспоминала она во время конференции в Институте авиации.

Тренировалась на двухместных деревянных планерах SZD-10 Czapla, разработанных польским инженером и летчицей Иреной Каневской. Всего она отлетала на планере 250 часов.  

Капитана хорошо помнит руководитель Бельско-Бялского аэроклуба, поскольку они почти сверсники. - Она всегда была очень увлечена и горела желанием летать. Мы помним ее милым, спокойным, но крутым подростком. И было ясно, что у него есть все качества, необходимые пилоту - надежность и хладнокровие, - отмечает Ежи Ослак.

Image 

- Я в свое удовольствие летал в аэроклубе, и через два года мне предложили летную подготовку. Для меня это была большая честь, потому что не всем было доступно такое продвижение в области авиации. Я прошла обучение и получила лицензию пилота легкого самолета. Тогда я почувствовала себя полноценным пилотом. Я гордилась собой. Моя семья тоже очень гордилась, потому что "девочка, а летает". Тогда это было очень почетно. Я училась в Бельском филиале Лодзинского технологического университета в области текстиля, то есть не имеющего отношения к авиации, но я была близко от аэроклуба, - говорит она.

В аэропорту Бельско-Бяла она не задержалась. После года обучения в Бельско-Бяла она перешла в Жешувский технический университет, где только что открылась пилотная специализация. - В тот год я была единственной женщиной. Это было сложно, но и весело, - отметила она. И она приводит пример - так как она была единственной женщиной, каждое ее отсутствие на занятиях сразу же замечалось всеми, включая преподавателей.

Трудное начало в LOT

В 1981 году Аделаида Саржец-Трагарц поступила на работу в польскую авиакомпанию LOT в качестве пилота. Однако для того, чтобы действительно летать на авиалайнерах, ей пришлось пройти обучение. Это было во время военного положения, и весь ее курс был был распущен, и она жила в неопределенности. В то время она работала клерком в отделе авиационной техники, при этом исполняя свою мечту о материнстве.

Спустя два года курс был восстановлен, после чего она летала вторым пилотом, а через три года - КВС Ан-24.

Ан-24 в основном выполняли внутренние круизы в Жешув, Щецин, Гданьск и Краков. В 1989 году она прошла обучение на самолет Ту-154, которых на тот момент в парке LOT было 14, и выполняла полеты по всей Европе и в Израиль.

Вскоре, после того как LOT приобрела первые самолеты B737, Аделаида начала выполнять свои первые полеты на Boeing в качестве второго пилота, но через три года пересела на капитанское место. Затем, как первая женщина в LOT Polish Airlines, она пилотировала широкофюзеляжные Boeing 767, чтобы наконец сесть за штурвал одного из самых современных пассажирских самолетов в мире - Boeing 787 Dreamliner.

Первый полет на этом типе самолета она выполнила 7 января 2013 года, последний - 19 января 2021 года из Сеула в Варшаву. Выполняла практически все дальнемагистральные перелеты LOT, в т.ч. в Токио, Сеул, Сингапур, Пекин, Нью-Йорк, Чикаго, Майами, Лос-Анджелес и Шри-Ланку.

Image 

- Наш аэроклуб является источником многих пилотов для LOT, в том числе тех, на борту которых летал Иоанн Павел II, но она - единственная женщина в этой среде и настоящий образец для подражания. Зная ее любовь к авиации, не думаю, что она будет менее профессионально активна. Мы, наверное, скоро увидим ее в качестве инструктора, например, - говорит Ежи Ослак.

На сегодня, по данным компании, за штурвалом самолетов LOT находятся 43 женщины, в том числе 18 в звании капитана и 26 в звании первого офицера.

Image 

Источник beskidzka24.pl   Автор: Марцин Калуски