08.06.21 

ImageКаких первоочередных изменений требует авиационная отрасль Украины для развития внутреннего сообщения и конкуренции на международном уровне.

ГЕОРГИЙ ЗУБКО, коммерческий директор аэропорта "Борисполь"

Авиация давно лежит в основе экономического успеха многих стран мира, с первых дней полеты помогали налаживать международные торговые связи и создавать жизненно важные внутренние связи, которые "сшивают" страну.

В авиации, как и в других отраслях, находящихся не в фокусе топ-чиновников, за годы накопилось много проблем.

Сегодня мы получили реальный шанс кардинально улучшить ситуацию в отрасли, ведь Министром инстраструктуры стал Александр Кубраков, человек, который не на словах знает, что такое действительно строить страну каждый день, под руководством которого было построено и реконструировано около 9 тыс. км дорог только государственного значения.

Сегодня инфраструктура требует создания именно такой эффективной команды и профессиональных подходов, как в "Укравтодоре", которые помогут очень быстро и легко решить проблемы отрасли для дальнейшего развития и развития авиационной инфраструктуры страны.

Каких первоочередных шагов авиационный рынок ожидает от Министра и его команды?

1. Утверждение Авиационной стратегии Украины 2030

Долгосрочное стратегическое планирование имеет решающее значение для устойчивого и экономически целесообразного развития авиационного транспорта.

Сложно обеспечить стабильное и прогрессивное развитие отрасли в стране, где средний срок пребывания министра в должности не превышает нескольких лет.

Именно поэтому отрасли нужен долгосрочный план устойчивого роста авиации, который обеспечит прогнозируемое развитие авиации до 2030 года.

Это должно быть отправной точкой для национальной стратегии развития авиации, которая будет включать четкий план и набор ключевых приоритетов.

Все это позволят министру и его команде строить эффективную и конкурентную политику, обеспечит легитимность решений при инвестировании в крупные дорогие инфраструктурные проекты.

Стратегия должна стать основой для всех программных документов отрасли, которые позволяют эффективно использовать хабовый потенциал и выгодное географическое расположение на карте мира.

Обеспечит экономический рост всех регионов страны и создание высокооплачиваемых рабочих мест в отрасли. Рынок давно ожидает такой документ, определяющий стратегические цели развития украинской авиации.

Документ, который расставит приоритеты строительства и развития инфраструктуры аэропортов, стимулирует развитие внутренних авиаперевозок, создание национальных перевозчиков и защиту национальных интересов.

2. Отмена НДС

Отмена НДС на внутренние авиаперевозки - шаг, которого уже ждут без исключения все украинские авиакомпании. Это позволит снизить налоговую нагрузку на украинцев, которые выбирают внутренний туризм вместо отдыха за рубежом.

Ведь этот налог начисляется на стоимость билетов на внутренних перелетах, в то же время, перелеты за границу не облагаются НДС.

В этом решении будет решающим, каким именно образом будет применяться механизм отмены НДС.

Авиакомпании получают большое количество услуг у внешних поставщиков (компании по наземному обслуживанию, техническое обслуживание, заправка авиационным топливом, аэропортовые и аэронавигационные сборы и т.д.), которые предоставляют услуги на территории Украины, поэтому на них также начисляется НДС.

Реальный прямой эффект снижения стоимости билетов внутри страны до 20% и экономическое оживление воздушных гаваней в регионах можно достичь при условии, что практически вся цепочка обеспечения себестоимости билета будет покрывать механизм отмены НДС.

3. Фонд финансирования авиационной инфраструктуры

Масштабная реконструкция и строительство авиационной инфраструктуры национального значения потребует выделения более 40 млрд. грн. из разных источников, только на следующие три года. В частности, 3,3 млрд. грн. уже запланировано направить из государственного бюджета в 2021 году на финансирование инфраструктуры авиационного транспорта.

Для успешного развития украинской авиации нужно мыслить масштабными проектами и двигаться быстрее наших соседей, аэропорты-конкуренты на восточноевропейских рынках не спят, поэтому мы должны быть готовы предложить конкурентный авиационный продукт с первых дней восстановления отрасли.

Важно завершить реконструкцию аэродромных комплексов в аэропортах Винницы, Херсона, Днепра, завершение строительства в Одессе и строительство первого со времен независимости нового аэропорта в Закарпатском регионе.

Создание целевого Национального фонда развития авиационного транспорта, по аналогии с дорожным, является важным шагом для достижения многих целей.

Среди них - реконструкция действующей инфраструктуры и строительство крупных государствообразующих проектов, которые принесут пользу всем регионам страны, улучшат качество жизни украинцев и соединят ее скоростным и безопасным воздушным сообщением. Поэтому подобные фонды работают в большинстве развитых стран мира.

Эффект от таких вложений в дорожной отрасли составил дополнительный рост около 1,5% ВВП в год, железнодорожники оценивают возможный эффект от подобной программы на железнодорожном транспорте на уровне роста ВВП на 2,5-3,5%.

Аэропорты являются жизненно важными центрами для местной экономики, обеспечивая связь, занятость и служат магнитами для местных транспортных схем.

Если говорить об Украине, по оценкам экспертов, на каждую 1 гривну валовой добавленной стоимости, непосредственно созданной сектором воздушного транспорта, обеспечивается около 3,60 гривен экономической активности в других отраслях национальной экономики.

Для развивающихся стран, годовые экономические показатели возврата инвестиций в отдельных проектах авиационной инфраструктуры вообще могут составлять от 16% до 28%.

Финансовой основой для создания такого фонда могут быть: средства, привлеченные от акциза на авиатопливо и НДС на внутренние рейсы (до его отмены), перечисление доли отчислений из специализированного фонда финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность, участие Украины в международных авиационных организациях (20-35% ), дивиденды государственных аэропортов и провайдера аэронавигационного обслуживания.

Кроме того, дополнительным источником совместного финансирования таких проектов могут служить средства, привлеченные под государственные гарантии (займы государственных банков "Укрэксимбанк", "Ощадбанк" и "Укргазбанк"), инфраструктурные облигации (облигации внутреннего государственного займа), МФО, местные субвенции и привлечения институциональных инвесторов.

4. Заключение Соглашения между Украиной и Европейским Союзом об общем авиационном пространстве

Проевропейский вектор развития Украины является незаменимым, поэтому важно завершить процедуры подписания Соглашения о совместном авиационном пространстве между Украиной, Европейским Союзом и его государствами-членами в кратчайшие возможные сроки.

Важно продолжать имплементировать в законодательство Украины нормы ЕС по вопросам деятельности и развития гражданской авиации.

Не менее важно обеспечить интеграцию Украины в Общее авиационное пространство с ЕС, техническую интеграцию в Евроконтроль, процедуры регулирования деятельности аэропортов, инструменты государственной поддержки в авиационной отрасли, правила доступа к рынку наземного обслуживания, в частности.

С другой стороны, для успешного развития украинских авиаперевозчиков и реализации хабового потенциала страны, необходимо активизировать комплексную либерализацию авиаперевозок (режим "открытого неба" или полная либерализация действует только с 25 странами).

А сделать это можно путем снятия на паритетных началах ограничений по количеству назначенных авиаперевозчиков, пунктов и частот при выполнении полетов между Украиной и странами Южной и Северной Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока.

5. Поддержка субъектов авиационной отрасли, пострадавших от пандемии COVID-19

В условиях, когда авиакомпании и аэропорты были ослаблены и финансово истощены безпрецендентным падением показателей операционной деятельности в 2020 году, украинский авиационный сектор был вынужден самостоятельно искать внутренние резервы и привлекать кредитные средства для выживания.

В то же время власти большинства стран мира поддерживали или субсидировали свои национальные сектора воздушного транспорта.

Шаги поддержки отличаются от страны к стране, но, как правило, включают мероприятия, которые предусматривают операции в форме государственных займов, государственные гарантии коммерческих займов (или покрытия процентов от суммы займа), прямые гранты, отмены сборов, отсрочку налогов и схемы каникул по начислению на заработную плату, конвертируемые облигации и варранты, прямые вливания в уставный капитал и другие формы прямой докапитализации.

Несмотря на существующие вызовы, когда ресурсы ограничены, а субъекты рынка продолжают нуждаться в поддержке, государство может обеспечить поддержку и сохранение отрасли путем применения комплексного пакета мер.

В него могут войти кратко- и среднесрочные меры, подобные тем, которые применяются в других странах мира, а именно: отмена НДС на внутренние рейсы и акциза на авиатопливо, предоставление налоговых каникул и других налоговых льгот, отсрочки начислений на заработную плату, государственные гарантии коммерческих займов (или покрытие процентов от суммы займа) для выплаты заработной платы и сохранения персонала субъектов рынка, отказ от повышения ставок на аэронавигацию во всех аэропортах до отмены карантина в стране.

6. Разработка новой Государственной программы по безопасности полетов

Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) включает требование создать Государственную программу безопасности, направленную на достижение приемлемого уровня безопасности полетов и авиационных операций, гармонизацию и расширение потенциала управления безопасностью.

Развивая и расширяя инфраструктуру воздушного транспорта (с целью минимизации человеческих потерь, материальных, финансовых, экологических и социальных убытков), необходимо также разработать и утвердить Государственную программу по безопасности полетов на основании стандартов и рекомендуемой практики ИКАО.

Украина регулярно подтверждает прогресс во внедрении стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в организации государственной системы контроля за безопасностью полетов.

Разработка и утверждение Государственной программы безопасности полетов будет гарантировать обеспечение соответствия международным требованиям и практикам безопасности полетов. Также обеспечит развитие эффективной, действенной, безопасной, надежной, доступной и устойчивой авиатранспортной системы, для повышения качества жизни, безопасности и возможностей для всех украинцев.

7. Корпоративное управление

Министерство должно продолжить процесс корпоратизации стратегических предприятий авиационной отрасли, распространив лучшие практики, которые были внедрены в аэропорту Борисполь.

Стратегические авиационные государственные предприятия, такие как "Украэрорух" и "Аэропорт Львов", должны иметь эффективные и профессиональные наблюдательные советы, свою политику собственности, ключевые показателей эффективности.

Корпоративное управление в современных авиационных предприятиях должно быть эффективным и независимым от политического влияния, и принимать решения исключительно в интересах предприятия.

Мировая практика подтверждает, что корпоратизация госпредприятий обеспечивает результативное функционирование предприятия, повышает качество услуг, приносит финансовую выгоду для бюджета, положительно влияет на экономику страны, способствует привлечению иностранных инвесторов и в разы уменьшает коррупционные риски.

Компания с надежным корпоративным управлением, как правило, является хорошо управляемой и эффективной, а Наблюдательный совет действует в интересах государства. Это позволит создать понятную и прозрачную корпоративную структуру государственной формы собственности.

Сегодня, как никогда, важно объединяться и строить сильную, способную, более инклюзивную и устойчивую страну.

А быстрое и доступное авиационное сообщение является неотъемлемой ее составляющей. Поэтому пожелаем Министру и его команде иметь четкий план и набор ключевых приоритетов для развития украинской авиации, продолжить инвестировать в развитие стратегической инфраструктуры, которая обеспечит устойчивое и экономически целесообразное развитие авиации и процветание нашей страны.

Источник ЭП