17.10.08 
В Минобороны Украины с недавних пор озаботились вопросом усиления украинской военной авиации. Побудительным мотивом этому, скорее всего, послужило августовское «принуждение к миру» грузинского лидера Михаила Саакашвили.

Аргументы» российского Генштаба прозвучали весьма убедительно - точечными бомбовыми ударами ВВС РФ уничтожили стратегические объекты - в первую очередь, аэродромы противника, базу модернизации штурмовиков Су-25, «Тбилавиамшени» и, возможно, даже командный пункт ПВО под Тбилиси.

24 августа 2008 г. в составе воздушной колонны над центральной частью Киева в День независимости пролетели
самолет-разведчик Су-24МР и 3 бомбардировщика Су-24М, 6 истребителей МиГ-29, 6 истребителей Су-27, 4 штурмовика Су-25, самолеты транспортной авиации Ил-76 и Ан-26, звенья вертолетов Ми-8 и Ми-24. Однако это «действо», сопровождавшееся музыкой Эндрю Ллойд Веббера из «Призрака оперы» на специалистов произвело скорее гнетущее впечатление. По их мнению, над Крещатиком, как фантом, пронеслась вся боеспособная техника украинской армии.

К счастью, похоже, это поняло и военно-политическое руководство государства. По информации пресс-службы Минобороны, на расширенном заседании Военного совета Воздушных Сил ВС Украины командующий Воздушными Силами ВСУ генерал-полковник Иван Руснак заявил, что уже с января 2009 г. молодые летчики каждой авиационной части, в рамках летно-методического сбора, будут иметь возможность проходить полноценную подготовку на учебно-боевых самолетах Л-39 с последующим переобучением на боевых истребителях МиГ-29 и Су-27.

Также недавно министр обороны Юрий Ехануров подтвердил, что на рассмотрение СНБО уже вынесен вопрос об увеличении численности Вооруженных Сил с нынешних 150 тыс. до 162 тыс. Кроме того, министр, предлагавший прежде продавать военное имущество по цене от 1 гривни, изменил свою позицию, что выразилось в резком сокращении перечня боевой и особенно учебной авиатехники, включенной в план реализации МО.

В последнем его варианте, утвержденном 6 августа 2008 г., отсутствуют учебно-боевые самолеты типа МиГ-29УБ и Су-27УБ. Нет там и боевых Су-27. В документе остались лишь 60 МиГ-29, но эти самолеты наиболее старой модификации (изд. 9-12), выпущенные в 1983-1987 гг. По утверждению источников, близких к военному ведомству, в МОУ решено больше не продавать учебно-боевые самолеты по банальной причине - самим не хватает. По этой же причине прекращена и продажа истребителей Су-27, как наиболее современной техники.

После распада СССР в Украине оставалось 214 МиГ-29 модификаций 9-12, 9-13 и 9-51 (в зависимости от года серийного производства), 24 из них - Миг-29УБ, а также 62 Су-27, из них - 14 «спарок». Штурмовая и бомбардировочная авиация были представлены 52 Су-25, 223 Су-24 и Су-24М. По данным «Белой книги-2007», в Воздушных Силах на конец 2007 г. оставалось 208 боевых самолетов. Остальные, так же, как и пригодные к эксплуатации, уже ушли на экспорт или списаны.

Согласно той же «Белой книге», чтобы иметь возможность содержать воздушные силы, планируется иметь шесть авиационных бригад: две истребительные, две транспортные, одну штурмовую и одну смешанную. В них войдет 120 боевых самолетов, 60 транспортных и учебных, и не более 20 тыс. человек личного состава.

Но, если с боевой авиационной техникой в Украине еще имеются какие-то перспективы: из 160 истребителей МиГ-29, около 70 планируется модернизировать, а парк Су-27 сократить с 55 до 35 модернизированных машин, то в области учебной авиации такой возможности уже нет. Если продажа учебно-боевых модификаций МиГ-29УБ и Су-27УБ уже прекращена, а самолетов этих типов осталось еще около полутора десятков, то с самолетами для первоначальной подготовки пилотов дело обстоит гораздо хуже.

Еще в середине 90-х гг. АНТК «Антонов» была поручена разработка и проектирование украинского учебно-боевого самолета. После первых оптимистичных отчетов прошло несколько лет и последовало скромное признание невозможности завершить данную работу. Однако времени прошло немало, и ВВС Украины начали арендовать у частных авиакомпаний самолеты Як-18Т и Як-52, чтобы хоть как-то закрыть брешь в подготовке летчиков. Но и этот парк, сохранившийся в частных руках, на сегодня исчерпал свой ресурс.

Затем военным удалось «пробить» распоряжение Кабмина №1063-р от 28 ноября 2007 г. «Вопросы совершенствования подготовки летного состава военной авиации», которое предусматривало закупку восьми самолетов Як-52М, ремонт трех вертолетов Ми-8МТ (МТВ) и шести Ми-2У для нужд Минобороны, а также других воинских формирований и правоохранительных органов. Но уже 6 августа 2008 г. другим распоряжением того же Кабмина №1070-р оно было признано утратившим силу. А 6 октября источник в Минобороны сообщил о начале переговоров авиаремонтного предприятия МОУ «Одессавиаремсервис» с РСК «МиГ» о лицензионной сборке на своих мощностях самолета Ил-103, который предназначен для замены легких тренировочных Як-52. Однако и этот проект затормозился на уровне согласования в РФ.

Предполагалось, что тот же Одесский завод в октябре 2008 г. завершит госиспытания модернизированного учебно-тренировочного самолета Л-39, кабина которого оборудована для подготовки летчиков истребителей МиГ-29 и Су-27, в т.ч. по ведению воздушного боя. По оценкам экспертов, потребность украинских Воздушных Сил в такой технике оценивается до 10 единиц на первом этапе. Но сколько их удастся закупить в следующем году, не скажет сегодня никто.

Даже если удастся привести в состояние летной годности необходимое для создания новых авиационных частей количество самолетов, проблема с подготовкой летного состава все равно останется. Подготовка пилота длится несколько лет и требует затрат, исчисляемых сотнями тысяч долларов, но все это имеет смысл лишь при наличии необходимых учебно-тренировочных самолетов и вертолетов для первоначальной и специализированной летной подготовки, а их на сегодня в Украине из-за прежней недальновидной политики нет.

Джерело Транспортный Бизнес   Автор: Наталья Печорина