28.08.06 
Проведение тренировок российских палубных летчиков Северного флота на тренажере НИТКА в Крыму остается под вопросом.
Об этом сообщил высокопоставленный представитель главного штаба Военно-морского флота России, сообщает «Интерфакс-АВН». «Есть три причины, по которым этот вопрос остается пока нерешенным: арендная оплата тренажера, готовность самого тренажера и продление ресурса эксплуатации палубных самолетов Су-33 и Су-25», — сказал он.

 По его словам, «ежегодно Россия платит до $500 тыс. за аренду тренажера НИТКА, примерно эту же сумму мы готовы заплатить и в этом году ». «Однако мы еще не рассчитались с Украиной за прошлый год, сумма того долга составляет $375 тыс. Но это не чистые деньги, а различные запчасти к самолетам и другие ресурсы», — сказал представитель главного штаба ВМФ. «И украинская сторона постоянно меняет свои заказы, которые мы в свою очередь переадресуем авиазаводам. Итогом такой ситуации и стала задолженность», — заявил собеседник. Он подчеркнул в этой связи, что российские самолеты прилетят в Крым только в случае получении командованием ВМФ гарантийных писем от украинской стороны об отсутствии претензий.

Кроме того, подчеркнул собеседник, остается пока нерешенной проблема допуска к эксплуатации самого тренажера, который с прошлого года не проходил гарантийного обслуживания. «Третий вопрос — продление ресурсных показателей самолетов палубной авиации Су-33 и Су-25. Ведь после тренировок на тренажере НИТКА в конце года эти же самолеты будут летать с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов» во время дальнего похода зимой этого года», — сказал представитель главного штаба ВМФ. Он подчеркнул, что в случае нерешения всех вышеперечисленных вопросов, летчики-палубники Северного флота будут отрабатывать взлет-посадки непосредственно на корабле. «Но естественно по правилам безопасности полетов, молодые летчики самостоятельно выполнять эти упражнения не будут», — сказал он. После распада СССР наземный Научно-испытательный тренировочный комплекс авиации (НИТКА) на аэродроме Ново-Федоровка под Саками в Крыму принадлежит украинским Военно-воздушным силам. Тренажер разработан специально для отработки взлета и посадки на палубу авианесущих кораблей. НИТКА включает в себя взлетно-посадочную палубу (блок), бросковое устройство (аналог катапульты), паровые силовые установки, аэрофинишер, трамплин, задерживающие устройства, аварийную сеть.

Кроме того, там имеются командно-диспетчерский пункт (аналог корабельного КДП), а также курсовой и глиссадный радиомаяки, оптическая система посадки «Луна», обеспечивающие точность посадки на палубу. Посадочный блок представляет собой копию палубы корабля, которая может даже раскачиваться, имитируя волнение моря. Садится самолет на скорости 250 км/час, выпустив посадочный гак, который зацепляется за один из четырех поперечных тросов аэрофинишера, приподнятых над блоком на 30 сантиметров. Разматываясь с подтормаживающих барабанов, трос гасит скорость, и самолет останавливается, пробежав 90–100 метров. Единственным в России кораблем, предназначенным для палубной авиации, является тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435, шифр «Орел», по классификации НАТО «Kreml»). Корабль вошел в боевой состав флота в 1993 году. Водоизмещение — 55000/67500 т, длина — 302,3 м. Максимальная скорость — 30 узлов. Автономность — 45 дней. Экипаж — 1960 человек. Авиакрыло — 626 человек. Типовой состав авиагруппы: 36 самолетов Су-33 и 16 вертолетов Ка-27. 17 июля в России отмечается 90-летие с момента образования морской авиации.

http://provokator.com.ua/n/2006/08/28/122006.html