14.09.09 
Не успел отгреметь скандал вокруг сорванной экс-министром транспорта и связи И.Винским реформы «Укрзализныци», как выяснилось, что широко разрекламированный проект внедрения в Украине системы бюджетных авиаперевозчиков, также «трещит по всем швам».

Судя по всему, обещанный Иосифом Винским, бум на внутреннем авиарынке не состоится. Во всяком случае, анонсированный год назад, рост в 7 раз пассажирских авиаперевозок (с сегодняшних 6-7 млн. до 45 млн. человек), в ближайшее время не произойдет. Причина, как ни странно, в команде самого экс-министра, которая после его снятия с
должности осталась в Госавиаадминистрации.

Напомним, еще полтора года назад тогдашний глава транспортного ведомства заявил, что украинский авиарынок спасут low-cost перевозчики, которым, вопреки всем правилам, разрешили работать по упрощенной схеме - получать эксклюзивный доступ на маршруты, в аэропорты и т.д. Сразу отметим, что Госавиаадминистрация «славится» своими бюрократическими процедурам. Поэтому, такой либерализм по отношению к новому типу авиакомпаний выглядел, по крайней мере, странно.

Впрочем, как выяснилось позднее, эксклюзивное право «осчастливить» украинских пассажиров дешевыми билетами досталось только одной компании - WizzAir. Именно она согласилась пойти на достаточно серьезные расходы и получить украинский сертификат эксплуатанта. В обмен на это, ей предоставили наиболее прибыльные направления - из Киева в Симферополь, в Одессу и Львов.

Правда, чиновники предложили «покупателю» еще и неликвид в виде рейсов на Харьков и Запорожье, но иностранные инвесторы вежливо отказались. Впрочем, и этого было достаточно для министра. Он получил статус «прародителя» бюджетных перевозок в стране, а для рядовых пассажиров «разрушителя» легенд о невозможности снижения цен на авиаперевозки.

Но период демократичности у венгерского перевозчика быстро прошел. Уже через несколько месяцев, цены постепенно пошли вверх, а количество дополнительных платных услуг значительно увеличилось. В транспортном ведомстве на это уже не обращали внимания. Вслед за WizzAir министр намерен был открыть рынок еще 4-5 перевозчикам. Речь шла об Air Arabia, дочке немецкой Lufthansa - Germanwings, Сentralwings, некоем перевозчике из Франции и еще ряду компаний. От них требовалось только выполнение нескольких условий: регистрации в Украине, ввоз новых самолетов и реализация билетов не через кассы, а через Интернет, т.е. внедрение классической малобюджетной схемы.

Правда, и «купились» на обещания министра, о режиме максимального благоприятствования, только две авиакомпании. Причем, и им пришлось пробиваться через систему чиновничьих придирок и ограничений. Так, например, несмотря на обещания И.Винского упростить все процедуры немецкая Germanwings более года получала разрешение на полеты в Украину, что на фоне WizzAir выглядело очень странно. Air Arabia также пришлось повозиться с украинскими бюрократами из Госавиаадминистрации.

В этой ситуации, WizzAir следовало бы максимально воспользоваться своим положением и открывать рейс за рейсом, но перевозчик в какой то момент просто замер. По крайней мере, со стороны складывалось именно такое впечатление. Компания закрыла рейс Киев-Одесса, отказалась от полетов во Львов, поговаривали и о сворачивании других маршрутов. Казалось, что с уходом министра закатилась и звезда перевозчика.

Осталось только дождаться традиционных в этом случае проверок КРУ, с выявлением многомиллионных нарушений, и можно было смело прогнозировать новый международный скандал. Пока что этого не произошло, более того, руководство WizzAir даже анонсирует открытие нового рейса Киев-Венеция, но судя по оговоркам члена правления WizzAir Ukraine Натальи Казимер чиновники все таки подняли голову.

Как оказалось WizzAir Ukraine готово начать полеты по крайне мере по 15 маршрутам, но Госавиаадминистрация всячески тормозит процесс, объясняя это сложностями при согласовании маршрутов и т.д. Судя по информации tbu.com.ua, прогресс наблюдается пока только с рейсам в Брюссель и Эйндховен, но и то открытие данных направлений можно ждать в лучшем случае в летнюю навигацию следующего года. Такая ситуация уже стала поводом для перевозчика отказаться базировать в «Борисполе» третий аэробус А320. А проблем-то - согласовать с чиновникам несколько документов...