09.02.17 
»нтервью с разработчиками украинских беспилотниковќ том, как по€вились на свет днепровские самолеты "Ћелека-100", которыми сейчас пользуютс€ многие подразделени€ армии, рассказали представители компании, а некогда волонтерской группы, "ƒе¬и–о": ¬асилий Ќалыгач и ƒенис „ередниченко.

"÷ензор.Ќ≈“ " начинает серию интервью об украинских разработчиках беспилотников. 

ћы решили применить свои знани€, дл€ того, чтобы помочь нашей армии

¬асилий: я помогал своему другу ќлегу, артиллеристу из 24 бригады, да и всей бригаде всем необходимым, от одежды до джипов. Ќо, когда однажды съездил на восток, в район “рехизбенки,  рымского, там случилс€ интересный момент, когда наша арта с трех сторон ответила противнику - и никто не попал, € обратил внимание, как они корректируют огонь - сид€ на какой-то горе и высматрива€ в бинокль. Ёто даже не прошлый, это позапрошлый век. “огда € пон€л, что бригаде нужен беспилотник. ѕредложил ќлегу, что съезжу в  итай, € туда итак ездил по вопросам своего бизнеса, и возьму его с собой. “ам мы походим по заводам и выберем беспилотник дл€ 24ки. ќн согласилс€, но была проблема - мы в этих самолетиках ничего не понимали. я св€залс€ с пилотом полетной группы "јрмии-SOS" ƒимой  овальчуком, он в них разбиралс€ и согласилс€ поехать с нами. ѕараллельно мне позвонил еще один товарищ из "ƒнепра-1" и рассказал про людей в ƒнепре, которые делают беспилотники, и что полк "ƒнепр - 1" вз€л у них один по весьма нормальной цене.  огда € позвонил этим реб€там, они озвучили стоимость, котора€ намного дешевле, чем в  итае. я познакомилс€ с ними и помимо остальных вз€л с собой в  итай одного из тех реб€т - ƒениса. ¬ итоге мы поездили там по заводам, всЄ посмотрели и решили, что в  итае мы ничего покупать не будем, попробуем собрать что-то подобное сами в ”краине. Ќа одном из производств мы купили корпус, камеры, в общем, много вс€ких деталей - и вернулись домой. 

„ерез пару мес€цев реб€та в ƒнепре мне сделали самолет, который € передал в 24ку. » вот так потихоньку € заказывал самолетики и передавал их знакомым военным. ј потом мы оформились как компани€ "ƒе¬и–о", в которой € сейчас один из учредителей. ≈ще € выступаю как один из основных заказчиков, и как человек, который влил какое-то стартовое финансирование. ’от€ иногда выдвигаю идеи и некоторые проекты. ¬от уже два года мы работаем только по волонтерским каналам, потому что официальных заказов от государства нет. ¬ войска мы передали уже более сотни беспилотников.

¬се наши самолеты проход€т боевые испытани€ на войне и оттуда приходит очень много обратной св€зи по недоработкам, неудобствам, по разным моментам. Ќаши самолеты в этом году 9 ма€ сбрасывали проукраинские листовки над ƒонецком. 

ƒенис: я один из представителей нашей компании. "ƒе¬и–о". ≈ще до всех событий у нас в ƒнепре была группа единомышленников, на уровне хобби мы занимались радиоуправл€емыми модел€ми, практиковали спортивный пилотаж вертолетов, самолетов, планеров.  огда началс€ конфликт на востоке, мы решили применить свои знани€, дл€ того, чтобы помочь нашей армии. ћои нынешние партнеры –оман с ¬иктором вместе работали на своем —“ќ, занимались автоэлектроникой. я на тот момент - майор милиции. „уть позже к нам присоединилс€, наш коллега по авиамодельному хобби  онстантин, он специалист в радиоэлектронике и видеонаблюдении. Ћетом 14-го года ко мне обратились одни реб€та, чтоб собрать беспилотник, а к –оману с ¬иктором другие. ¬ основном это были добробаты. ¬ результате мы решили объединить свои усили€. 

ѕервые самолеты мы строили на производственной базе —“ќ –омана и ¬иктора. ¬ первую модель мы вложили свои собственные деньги. —амолет собиралс€ максимально дешево - обошелс€ примерно в 1000 долларов. Ёто был первый опыт, надо было изучить принципы работы полетных контроллеров научитьс€ их программировать, наладить систему передачи видео с борта самолета, построить надежный канал св€зи, в общем мы столкнулись с большим количеством технических проблем. ¬скоре мы подключили программиста –остислава - это один из первых людей, который начал заниматьс€ полетами такого рода в ”краине.

ѕервый самолет мы отдали в "јзов". » начали искать финансирование, потому что самим пот€нуть это все было т€жело.   нам подключилс€ волонтер из ќдессы ¬€чеслав - и очень живо эту тему пот€нул. ƒл€ разных своих подопечных он хотел купить несколько самолетов. ћы сформировали четкую концепцию, постарались сделать так, чтоб наши издели€ были бы все одинаковые, так сказать стандартизировать производство. „тобы не тратить врем€, мы вз€ли стандартную модель, которую можно было купить в интернет-магазине, но разработали свою схему электронной начинки. ѕомен€ли механику - самолет стал лучше летать.  рыль€ обт€нули стекловолокном, чтобы не так бились. ѕервые наши самолеты назывались " рук" - ворон по-украински. 

ѕосмотрели, что там находилось на вооружении армии —Ўј и ¬еликобритании - и увидели концепт самолета, который теперь у нас называетс€ "Ћелека-100".

 огда мы познакомились с ¬асей, начали в это же врем€ сотрудничать с аэроразведкой полка "ƒнепр-1". ќни предложили нам помещение, то есть создать конструкторское бюро в расположении полка. “ак у нас возник очень выгодный симбиоз с ƒнепром -1. ћы делали самолеты, а они их эксплуатировали. » первые массовые отзывы были именно от них. 

— весны 15 года мы начали собирать "Ћелеки". " руков" к тому моменту выпустили пор€дка 20 штук. ” " руков" не было системы анти–ЁЅ (–ЁЅ - радиоэлектронна€ борьба, - ред.). ѕлюс туда нельз€ было поставить нормальную оптику - и мы от них отказались. ќтносительно "Ћелеки" мы изучали разную литературу. ѕосмотрели, что там находилось на вооружении армии —Ўј и ¬еликобритании - и увидели концепт самолета, который теперь у нас называетс€ "Ћелека-100". ѕервый пробный фюзел€ж тоже привезли из  ита€, а начинку делали сами. ћного экспериментировали с разными параметрами - и получили результат, что наш новый самолет уже свободно летит на дальность 100 км, в отличие от " рука", который мог осилить рассто€ние в три раза меньше. 


¬ итоге кажда€ наша модель постепенно обрастала модернизацией. Ћетом 15-го года мы в первый раз прошли испытание в ƒЌ¬÷ (ƒержавний науково-випробувальний центр «—”), подтвердили характеристики. Ќа базе первого варианта корпуса самолета, мы разработали свою аутентичную модель, так сказать подошли к вопросу основательно по классике конструкторской школы. — нул€ спроектировали силовой каркас планера, сделали больше размах крыла, изменили профиль и углы установки стабилизаторов, в корне переработали обводы фюзел€жа, а корпуса начали делать из стеклопластика и кевлара. ¬ итоге сейчас это уже совсем другой самолет, и мы можем с уверенностью говорить, что полностью наша разработка. » как оказалось, то, что мы сами придумали, полетело в разы лучше.

Ћетом 15-го года мы зарегистрировали нашу компанию, потому что на голом энтузиазме далеко не уедешь, к тому же начал по€вл€тьс€ штат сотрудников, которым надо было платить зарплату. Ќа данный момент у нас около 15 инженеров плюс еще штат сборщиков. Ќо вот, что интересно, оказываетс€, дл€ того чтоб что-то продать нашему государству, мало иметь изделие на руках, надо иметь еще и техдокументацию под это все. » вот ту проблема. ≈сть система госзакупок, она вс€ построена на нормативной базе, котора€ существует со времен ———–. » вс€ эта система построена на принципах плановой экономики и вообще не адаптирована дл€ работы с частными коммерческими организаци€ми.  роме того техдокументаци€ должна разрабатыватьс€ по √ќ—“ам 60-80 годов со всеми вытекающими отсюда последстви€ми. 

ѕри этом государство ни копейки не вложило в наш продукт. ћы его разрабатывали за собственные деньги - и мы хотим установить такую-то цену. „то должна включать в себ€ наша цена? «атраты на разработку этого издели€, плюс мы должны прокормить свой штат сотрудников, а вырученные деньги инвестировать в какие-то свои дальнейшие проекты - это нормально, така€ практика существует во всем мире. Ќо что происходит в ”краине? ” нас есть продукт, он конкурентоспособный и стоит в 10 раз ниже, чем зарубежный аналог, но от нас требуют полную калькул€цию вплоть до того, какое количество электроэнергии мы потратили при изготовлении одной единицы продукции. » так по каждому пункту. “о есть это целый талмуд, в котором мы должны подтвердить каждую копейку. “акже нам строго лимитируют прибыль это 15% на внутренние затраты на производство и 1% на покупные издели€. ѕри таких услови€х, €, как производитель, должен либо хитрить и изворачиватьс€, чтоб выжить, либо € заработаю 20 копеек - и следующий свой проект мне не за что будет делать. ѕоэтому сейчас, хоть мы и прошли все официальные испытани€, все, что мы делаем расходитс€ среди волонтеров. 

¬ообще, вокруг беспилотной тематики этим летом был большой ажиотаж на госуровне, мол, давайте проходить испытани€, приходить к каким-то решени€м, но пошумели - и он резко пошел на спад. Ѕыло ощущение, что кто-то из верхов решил, а давайте создадим видимость, ее создали, и сейчас тенденци€ к тому, что авось все забудетс€. 

¬асилий: ≈сли летом шел разговор о закупке государством 20-30 наших комплексов, то сейчас уже этого всего нет. ¬ыходит, что прогресс начнетс€ только тогда, когда будет больша€ война, тогда и будет необходимость в качественных беспилотниках. 

Ѕеспилотник - это аппарат, который должен быть инструментом в общей цепочке управлени€ системы войсками.

ƒенис:  огда зарубежные компании предлагают что-то нашим ¬—”, то почему-то они наход€тс€ в совершенно другом правовом поле, на них не распростран€етс€ вот эти моменты, св€занные с требованием конструкторской документации, оформлени€ остальных документов, и им не нужно предоставл€ть обосновани€ их цены. ќни просто ее за€вл€ют - и их никто не просит доказать, а почему така€ стоимость у их издели€. 

ћы не просто выпускаем самолеты, мы еще и обучаем группы.  то-то из наших инженеров занимаетс€ курсантами, кто-то документацией, кто-то сборкой, кто-то другими проектами и так далее. 

Ѕеспилотник - это аппарат, который должен быть инструментом в общей цепочке управлени€ системы войсками. Ќапример, в –оссии одни давно включены в армию как единица вооружени€. ¬едь российские военные пользуютс€ модел€ми, которые изготовлены серийно по госзаказу. » профинансированы они за счет государства. ” них все беспилотники зав€заны в единую информационную систему войск и управлени€. ѕроизводитель делает комплекс, а каналы св€зи ему обеспечивает государство. ј у нас дела обсто€т так: мы и производители, и думаем обо всем - и о каналах св€зи, и как нам надо сделать шифрование и так далее. 

¬асилий:  аждый мес€ц у нас выходит нова€ модель, причем конкретно отличающа€с€ от предыдущей. Ќазвание не мен€етс€, а сама модель совершенствуетс€. ј вообще самолетам от волонтеров на фронте радуютс€, потому что они у них летают, а не лежат. ¬едь, если самолет по бригаде проходит официально, то все - это такой геморрой, они на нем не летают. ѕотому что если он упадет, то тех, кто за него отвечал, грубо говор€, чуть ли не застав€т платить его стоимость из своего кармана. 

ƒенис: Ќедавно мы были на конференции в „ернигове. “ам присутствовало 22, или 24 компании, разрабатывающих беспилотники. Ќо реально летающих сейчас в ј“ќ очень мало - всего 5-6 компаний. Ќо если брать сейчас по фронту, то большинство действующих самолетов наши. 

ѕоследн€€ модель "Ћелеки" сейчас - это полностью автономный робот, который может выполн€ть свое задание при отсутствии всех каналов св€зи. ≈сли еще в начале 16 года наша система противодействи€ –ЁЅам была в зародыше, то теперь, наше программное обеспечение умеет распознавать работу –ЁЅов и примен€ть несколько алгоритмов противодействи€ в зависимости от сложившейс€ обстановки.. 

¬асилий: —ейчас мы делаем очень интересный проект. » думаю, что завершим его к маю этого года, но публично рассказать о нем сможем только лет через 10. 

“екст и фото: ¬ика ясинска€, "÷ензор.Ќ≈“"

¬идео испытаний Ћелека-100 и ‘ури€