04.10.10 

ImageЧеловек может бесконечно долго смотреть на огонь. Но не только. Смотреть на самолеты, тем более, в полете – это из того же завораживающего ряда

Хорошо, конечно, когда людей специально приглашают, но это тот случай, когда они и сами придут.

С бабьим летом в этом году пока не сложилось. В Гостомеле – типичная осень. Но низкая облачность не смутила авиаторов, а студеный ветер – зрителей. ХХI «Авиасвит» состоялся – посетители, заполнившие все смотровые площадки, увидели полную летную программу.

Открывал летную программу пролет буксировщика планеров: «Вильга» тянула за собой флаг Украины. За ней подошел Ан-2 с шестью(!) на одном буксире спортивными планерами «Бланик Л-13». Над полосой планеры отцепились и с предельно малой дистанцией между машинами выполнили совершенно удивительный комплекс пилотажа: крутой вираж с таким малым радиусом, что первый планер оказался в хвосте последнего, и так кружились – знаменитая «воронка». А в конце выступления был, иначе не скажешь, цирковой трюк – горка и переворот через крыло. Когда планеры в ряд, не сбивая дистанции, переворачивались в воздухе, можно было легко прикинуть высоту – не больше трех размахов их крыла в верхней точке горки! Еще проход над полосой, с горки крутой вираж и сразу касание полосы – по бетону они катились с такой же дистанцией, как и летели. Предельно малая высота исполнения программы, минимальная дистанция между планерами не давали права даже на малюсенькие ошибочку или неточность, и они уверенно справились – в прямом смысле «заоблачное» мастерство.

Строем «ромб» прошли тройка учебно-тренировочных Як-52 и чистокровный «скакун» – пилотажник Як-55. Ему в строю тесновато: пока «52-е» выполняют групповой пилотаж в стиле классической пилотажной симфонии, «55-й» «играет джаз» на вертикалях.

Двое пенсионеров сидят на шлагбауме:

– Я в «Руслані» був – він всередині, як наш цех!

Второй:

– Та шо «Руслан», я в «Мрії» був – там як два наших цеха.

Первый молчит – в «Мрії», видно, не бывал, а врать не хочет.

Российский истребитель Су-30 взрывает небо грохотом форсажного режима. Несколько глубоких виражей «на пятачке», вертикально в облака, проход над полосой на сверхмалой скорости с пилотажным дымом. На этой скорости его не только гоночный автомобиль, маршрутка обогнать может, и полет почти бесшумный. Опять грохот форсажа, самолет уходит носом вверх, пилот убирает тягу и медленно падает хвостом вниз, «лениво» переваливается в пике. На небе остается четкий след пилотажного дыма в виде колокола, потому и фигура эта названа «колокол».

С пол-полосы «подскочил» в небо наш Ан-148, сразу крутой вираж, проход над полосой, и пилот ставит его «на нож» – это вираж еще круче – 90 градусов. То, что пассажирский лайнер способен такое делать, может пригодиться линейному пилоту в тяжелой ситуации.

Пилотажная группа «Русь» – четверка Л-39 – чертит в небе пилотажными дымами цветы. «Смотри, смотри, сердце и стрела!» – тычут в небо зрители пальцами, зонтиками, шашлыками…

Несколько раскладок с авиамоделями – те, кто пока не могут купить самолет, могут приобрести модель самолета. Чемпион-моделист показывает, как по команде с пульта прячется в фюзеляж мотор с винтом: «А вот тут был стопор для винта, да зрители уже сломали». Все сочувственно вздыхают. В толпу врезаются энергичный мальчуган с младшим братишкой.

– А! Сколько стоит?! Мы купим! Мама, дай денег.

Мама отвечает:

– Папа сказал вам денег не давать. Поэтому вот вам по тысяче, и как хотите.

После демполета вертолета Ми-8МТВ в небо пошла малая авиация, летали «Аэропракты», «Скиф», «Зодиак», «Свифт» – для самых преданных зрителей.

В группе людей, может, впервые очарованных небом, тоже интересно пройтись. Две старушки:

– Слушай, а мертвую петлю только на вертолете можно сделать или на самолете тоже?

Подружка:

– Да ты что, ты попробуй еще сделай на вертолете мертвую петлю!

Возвращаться на стоянку и к автобусной остановке особенно тяжело для зрителей с детьми, ведь и так уже набродились по выставке. Остановку можно бы разместить и поближе к проходной – в битком набитом автобусе еще час ехать. Ведь авиашоу уже 21-е, давно пора организаторам позаботиться о зрителях, создать больше удобств.

С автостоянки только один выезд – на забитую людьми и автобусами площадь. Пока пробирался через стоянку к своей машинке, в пробке на выезде со стоянки водители уже вышли на перекур и знакомиться начали. Ну, дисциплина – это не наше все. Прямо через поле самые нетерпеливые накатали паутину выездов на Старобородянскую дорогу – больше газу через кювет, и вы на асфальте. Шоу закончено.

Джерело Газета по-Киевски   Автор: Дмитрий ЗАБАШТАНСКИЙ