26.07.06 
ImageЧерез четыре года после Скныловской трагедии люди продолжают умирать. Теперь - от горя и боли. А их родственники собираются идти пешком до Страсбурга.
27 июля – день, названный в истории Украины «черной субботой». Около 12.45 в этот день 2002 года, на аэродроме «Скнилов» подо Львовом, с голубого неба рухнул самолет. Машина упала прямо на зрителей, собравшихся на авиашоу. Шокирующие кадры облетели мир. СУ-27 забрал жизни 77 человек – среди них  было 28 детей.

Пилотировали самолет летчик-испытатель первого класса полковник Владимир Топонарь и летчик первого класса Юрий Егоров. Им удалось катапультироваться.

Глава государственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы Евгений Марчук вскоре после трагедии скажет, что, по предварительным выводам, «в организации (авиашоу – Ред.) были выявлены отклонения и недостатки». А практически все очевидцы будут утверждать, что двигатели у самолета перестали работать в один миг.

На следующий же день Кабмин принимает постановление «О выделении средств для проведения первоочередных мероприятий по ликвидации последствий катастрофы». Тогда же назовут сумма компенсации –10 миллионов гривень на всех.

Жизнь украинских граждан ничего не стоит?..

В ноябре 2002 года родители детей, погибших на Скниловском аэродроме, решили создать общественную организацию «Скниловская трагедия». Они хотели «увековечить память погибших на аэродроме и защитить законные интересы ее членов – пострадавших и людей, которые потеряли своих близких». Так получилось потому, что государство не только не хотело признавать свою вину перед народом, но и втянуло пострадавших и их семьи в настоящую бюрократическую тяжбу. Чтобы получить материальную компенсацию, надо было собирать массу справок, проходить бесконечные медицинские обследования. Некоторые же сограждане, вместо сочувствия, стали поговаривать, что жертвам трагедии нужны только деньги…

Со временем общественность, да и сами пострадавшие, все чаще стали проводить параллели между Скниловской трагедией и «особым случаем» – катастрофой российского ТУ-154 4 октября 2001 года,  сбитым над Черным морем украинской ракетой. Напомним, тогда Украина подписала с Израилем и Россией соглашение, согласно которому семьям погибших было выплачено более 7 миллионов долларов. Хотя – об этом знают немногие – в соглашении между тремя государствами говорилось, что катастрофа ТУ «не может быть использована в качестве юридического прецедента».

«Странная ситуация получается, – недоумевает, тем не менее, Стефан Козак, руководитель Львовской городской общественной организации «Скниловская трагедия», отец, потерявший в катастрофе 24-летнего сына Григория. – Украинские чиновники в лице министра обороны ровно год тому назад, 26 июля 2005 года, будучи с официальным визитом в Израиле, попросили извинения у народа за то, что нашей ракетой над Черным морем были убиты их граждане. При этом никаких юридических оснований для этого не было. Не было возбуждено уголовное дело, а Украина сама взяла на себя вину».

В июле 2004 года 196 «скниловских» семей были готовы подать гражданский иск к Минобороны Украины – как к владельцу источника повышенной опасности. Спустя четыре месяца Военный суд Центрального региона на выездном заседании в столице Галичины начал рассмотрение дела о катастрофе СУ. По итогам суда адвокат потерпевших Владимир Кравчук высказал мнение, что в ходе дела был проигнорирован главный критерий оценки морального вреда – глубина страдания потерпевшего.

С приходом новой власти Президент Ющенко весной 2005 дал поручение Кабмину создать при Министерстве юстиции межведомственную рабочую группу по решению вопросов о компенсации морального вреда пострадавшим в трагедии. И она была создана. Осенью специалисты Минобороны, Минфина и Минюста, по их же словам, были близки к разработке механизма «мирного» урегулирования вопроса о компенсациях пострадавшим в Скнилове. Это означало, что государство вроде бы уже знает, как поступать в случае подобных конфликтов. Но дело обстояло не совсем так.

23 июня 2005 года Военный суд Центрального региона Львова признал четверых летчиков виновными в нарушении правил полетов и подготовки к полетам (ст. 416 Уголовного кодекса Украины) и приговорил их к лишению свободы и возмещению причиненного Министерству Обороны ущерба на сумму более 11 миллионов гривен. Командира экипажа СУ-27 Владимира Топонаря приговорили к 14 годам, члена экипажа Юрия Егорова – к 8 годам.

6 лет получил бывший (срочно уволенный после трагедии) заместитель командующего 14-го авиакорпуса, руководитель полетами Анатолий Третьяков, 5 – помощник руководителя полетами Юрий Яцюк, 4 года лишения свободы с отсрочкой на 2 года – тоже бывший начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных.

Известно, что среди пострадавших были люди, которые или совсем не обращались в суд, или, получив первую компенсацию, отказывались бороться дальше. Но были и те, кто хотел услышать признание главного виновника трагедии – государства. По словам Стефана Козака, некоторые из них, даже спустя годы, попадали в психиатрические больницы и умирали от горя. Все это и подтолкнуло остальных подать иск в Верховный Суд Украины.

2 марта этого года Верховный Суд не изменил приговор виновникам Скниловской трагедии. ВС отклонил кассационные жалобы осужденных и потерпевших об изменении срока отбывания наказания и установил, что осужденные виновны, поскольку не приняли всех соответствующих мер для безопасности полета самолета во время авиашоу.

«Виновность... в полной мере доказана», – сказал председательствующий судья Николай Дрыга.

Также Суд отклонил кассацию потерпевших по поводу дополнительной меры приговора – лишения воинских званий. Изменили лишь один  пункт – суммы денежного взыскания с осужденных, поскольку они (суммы) не соответствуют их (осужденных) материальным возможностям. Решили взыскать с Владимира Топонаря 150 тысяч гривен, с Анатолия Третьякова – 100 тысяч гривень, а с Юрия Егорова, Юрия Яцюка и Анатолия Лукиных – по 50 тысяч гривень.

«Таким образом, 2 марта Украина закрыла перед нами двери надежд, – с дрожью в голосе говорит Стефан Козак. – Решением Верховного Суда не было удовлетворено ни одно наше заявление. А мы хотели, например, лишить осужденных воинских званий. Хотели, чтобы во время суда была доказана вина Егорова на уровне Топонаря, и чтобы ему тоже увеличили срок до 14 лет. Ведь, когда произошло столкновение самолета, Егоров был в штатном полете. Это доказывают расшифрованные приборы объективного контроля. К тому же на суде мы доказали – когда Егоров дернул катапульту, самолет упал на зрителей с усилием еще три тонны.

Мы считаем, еще не наказаны все организаторы! Сейчас мы заканчиваем знакомиться с материалами дела, касающегося четырех генералов – бывшего командующего военно-воздушными силами Стрельникова, бывшего командира 14 авиакорпуса Онищенко, бывшего заместителя начальника боевой подготовки ВВС Алексеева, бывшего заместителя командующего ВВС Волошенко. Мы хотим так же инициировать возбуждение уголовного дела и против бывшего городского главы Любомира Буняка и руководителя делами исполнительного комитета Львовского городского совета Олега Кузана, которые разрешили полет военного самолета над зрителями. Настоящие организаторы кровавого шоу и дальше продолжают служить и беззаботно жить?! Так ждите и бойтесь! В любое время на голову может упасть самолет…».

Надежда на Европу

Мартовское судебное решение, понятное дело, не удовлетворило ни потерпевших, ни пострадавших. В частности, в начале июля стало известно, что жертвы трагедии подают иски в Европейский суд по правам человека.

«Мы обратились в Европейский суд по правам человека потому, что вот уже четыре года государство не признает Скниловскую трагедию как преступление против своего народа, – говорит Стефан Григорьевич. – Это – во-первых. Во-вторых, государство так и не извинилось перед нами, как перед израильским народом, и не наказало виновных».

Еще один больной вопрос – возмещение моральной компенсации.

«Военный апелляционный суд не мог в этом разобраться, – разводит руками руководитель Львовской городской общественной организации «Скниловская трагедия». – Нет никакой законодательной базы, так же как и не существует в Украине и статуса «пострадавший». Это означает, что нет методики, каким образом насчитывать возмещения морального ущерба. Так, военный апелляционный суд присудил нам компенсацию в размере 10 миллионов гривень. А потом ничего… Но о чем можно говорить, если мама потеряла сына и внука, а ей за это положено 10 тысяч гривень. Могут быть какие-то споры? Не о чем говорить в этом государстве! Кому-то выплатили 10 тысяч гривень. А кому-то 560 тысяч… Что это? Есть такой организатор шоу, у которого погибла 26 июля 2002 года жена, и ему суд назначил компенсацию в размере 560 тысяч гривень. Как это можно объяснить? Или кто-то плохо считает, или кто-то много знает…»

Администрация упирает на то, что выплаты в целом были произведены своевременно.

«Деньги, 10 миллионов гривень, пострадавшим в Скнилове были выделены еще в 2002 году из резервного фонда Кабмина, – сказала «Главреду» Оксана Яковець, заместитель начальника Главного Управления труда и социальной защиты населения Львовской обладминистрации. – Больше миллиона гривень выплачено городским советом. И это не все. Людям оплатили долги, провели телефоны, куплены квартиры… Кроме того, пострадавшие получили около 11 миллионов благотворительных взносов. Выплаты продолжались до ноября 2004 года. Их суммы были разные – все зависело от категории».

Комментировать выплату суммы в более 500 тысяч в управлении отказались. «Подобные факты нам н известны», – сказали там.

«Мы предложили государству мирно решить этот вопрос, – настаивает Козак. – И государство два месяца назад, вроде бы, в лице министра юстиции хотело урегулировать с нами отношения без законодательной базы. Тогда было предложено Львовской областной государственной администрации составить списки тех, с кем не урегулированы отношения – кто не обращался в суды. Таких было 54 человека. Но управление труда и социальной защиты Львовской областной администрации перестаралось – распределило 5 миллионов между 154 лицами. Открываешь список – а там ужас! «Лишняя» сотня совсем не была на аэродроме. И этот документ нам совершенно случайно попал в руки. Нам снова косточку швырнули… А власть умывает руки!».

«5 миллионов гривень – это лишь предложения урегулировать отношения без суда, – объясняет Оксана Степановна. – Часть людей уже прошли через суд и решением Военного апелляционного суда и им были назначены суммы компенсаций морального и материального ущерба. Но часть пострадавших и члены их семей не обращались в суд с заявлениями. Поэтому Камблин поручил нам обработать предложения урегулирования отношений без суда. Но повторяю, это лишь предложения, которые мы направили в Министерство обороны. Сейчас данные будут обрабатываться. Возможно, их заложат в бюджет. Но за каждого погибшего мы заложили по 100 тысяч гривень».

При этом заместитель начальника главного управления труда и социальной защиты назвала несколько иное число людей, между которыми должны быть распределена сумма 5 миллионов гривень – 120.

Но никакие деньги не могут компенсировать боль утраты.

«Мы надеемся, что хоть в Европе мы сумеем доказать нашу правоту, – не унимается отец погибшего парня. – Это наша последняя надежда. В Европейский суд обращаются те, кто убежден в своей правоте. А как может быть иначе?.. Я остался без опеки сына!.. В результате этого от переживаний и страданий заболела раком, а потом умерла моя жена Ольга. Это случилось через два дня после принятия решения Верховным судом – 4 марта. Ольга сказала мне: «Приезжай, Стефан, скорее, расскажи как там дела в суде!». А потом добавила: «А я знаю, нас никто не услышит!». И, бедная, умерла с этими словами на устах. И все нашему государству мало! Я сам стал инвалидом третей группы после того заседания – перенес операцию на сердце. Представьте только себе, если бы вас каждый день так унижали!.. Сейчас же любой чиновник на всякое обращение потерпевшего говорит: «Последний день, что ли, солнце светило? Или вы самолетов никогда не видели? Чего вы туда пошли?..». Как можно в таком государстве жить?».

«Обращать в суд – право каждого гражданина, – понимают пострадавших в управления труда и социальной защиты. – С каждым из них мы говорили отдельно. Хотя, с другой стороны – все относительно. Этим нельзя все время жить. И прятаться за этим, как за стеной. История знает другие и случаи. Например, падение самолета во Франции. И люди это же пережили».

Недавно члены общественной организации «Скниловская трагедия» решили воплотить в жизнь, как им кажется, «очень хорошую идею»: дойти пешком до Страсбурга. Они хотят идти целый год от городков до сел, от сел до столиц, и проводить научно-практические семинары.

«Это не марафон, – уверяют они. – Мы хотим встречаться с людьми, учеными, правозащитниками, государственными деятелями.  И все с единственной целью – чтобы Европа как можно больше узнала о том, какой багаж она берет себе, что в Украине отсутствует всякая законодательная база в вопросе о пострадавших и возмещения им морального ущерба. Хотим показать, что народ Украины абсолютно незащищен! Знаете, после заявления Анатолия Гриценко в Израиле у десяти человек случились или инфаркты, или инсульты… А чиновникам – все ничего. Целыми днями только добивают. Не к лицу государству так поступать со своим народом!»

К четвертой годовщине Скниловской трагедии, государственные мужи снова ничего не обещают.

«Только шоу, – тихо говорит Козак. – Они мне звонят и спрашивают, где какой-то заместитель должен стать на общей молитве или для того, чтобы положить цветы… Разве оно им надо?.. Их не интересуют инвалиды, которые навсегда потеряли здоровье! Их интересуют свои карманы и благосостояние своей семьи».

…Конец? Вряд ли может быть завершение у такой трагедии, по крайней мере, пока живы ее свидетели и выжившие жертвы. Но жизнь все же не заканчивается. Некоторые родители, потерявшие своих детей на Скниловском аэродроме, решаются снова услышать в своих домах детский смех. В прошлом году у Светланы и Николая Шевчуков, почти в 40 лет, родился ребенок – после того, как «черная суббота» унесла жизнь их Андрея…

Татьяна Катриченко, «Главред»