13.11.06 
Пересмотр Deloitte & Touche оценки доли «Иркута» в Объединенной авиастроительной корпорации привел к тому, что акции компании упали почти на 9%. Эксперты сомневаются в адекватности оценки компании и не исключают того, что глава «Иркута» пошел на снижение стоимости компании ради сохранения поста в ОАК.

9 ноября определены кандидатуры в состав Совета директоров ОАК: министр обороны РФ Сергей Иванов, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Владислав Путилин, заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Реус, главнокомандующий военно-воздушными силами РФ Владимир Михайлов, помощник президента РФ Игорь Шувалов, руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, руководитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерий Назаров, руководитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Михаил Дмитриев, генеральный директор-генеральный конструктор ФГУП «РСК «МиГ» Алексей Федоров, Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов, министр транспорта РФ Игорь Левитин, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Белоусов, председатель правления Сбербанка РФ Андрей Казьмин, президент-председатель правления ОАО «ВТБ» Андрей Костин.

Оценка Deloitte & Touche активов компаний, которые войдут в «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК) не обошлась без сюрприза. Как сообщил «Интерфакс-АФИ», курс бумаг «Иркута» на ФБ ММВБ к 13.40 по Москве упал на 8,5% (до 28,6 руб.), в РТС – на 5,2% (до $1,1). К концу рабочего дня ситуация радикально не улучшилась: на ММВБ котировки «Иркута» были ниже на 8,3%, чем в предыдущий день. Участники рынка объясняют такое резкое падение акций компании тем, что она была оценена компанией Deloitte & Touche почти вдвое дешевле своего основного конкурента – холдинга «Сухой», который составил почти половину стоимости ОАК. Впрочем, как предполагает аналитик ИК «ЦентрИнвест» Максим Иванов, дальше акции падать не будут. «Среди акционеров НПК «Иркут» было некоторое количество спекулянтов, рассчитывающих заработать на резком росте акций после образования ОАК, – считает аналитик. – Вот они сейчас и избавляются от акций. Остальные же акционеры, рассчитывавшие на возможность входа в Объединенную корпорацию, вряд ли изменят свое решение».

Пресс-секретарь «Иркута» Елена Федорова признает, что в компании надеялись на оценку, равную рыночной. Тем не менее она заявила, что в связи с планируемыми крупными стратегическими вложениями в ОАК, вхождение в корпорацию все равно является крайне выгодным для «Иркута».
Указ о создании ОАК был подписан Путиным в феврале текущего года. Приоритетными направлениями деятельности корпорации станут разработка, производство, реализация и утилизация авиационной техники военного и гражданского назначения в интересах государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в области самолетостроения. Председателем правления ОАК 3 ноября был выбран президент корпорации «МиГ» Алексей Федоров. А на место совета директоров корпорации предложена кандидатура министра обороны Сергея Иванова.

На первом этапе государство в качестве своей доли вносит в уставный капитал корпорации следующие активы: АХК «Сухой» (100% акций); Внешнеэкономическое объединение «Авиаэкспорт» (15%); ОАО «Илюшин Финанс Ко» (38%); ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное объединение им. Ю.А.Гагарина» (25,5%); Межгосударственная авиастроительная компания «Ильюшин» (86%); Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (38%); Новосибирское авиационное производственное объединение им.Чкалова (25,5%); ОАО «Туполев» (90,8%), ОАО «Финансовая лизинговая компания» (58%).

Помимо этого комиссия по интеграции предприятий авиастроительного комплекса допустила внесение в уставный капитал ОАК акций частных акционеров: 38,2% акций «Иркута». Поскольку 11,89% акций этой компании уже находится на балансе АХК «Сухой», ОАК получит контрольный пакет акций «Иркута». Данное решение, как поясняется в документах Минпромэнерго, позволяет консолидировать под управлением Объединенной авиастроительной корпорации большую часть бизнеса российского самолетостроения в разработке и производстве военных, гражданских и транспортных воздушных судов. В дальнейшем в корпорацию будут вовлечены РСК «МиГ» и Казанский авиационный завод. Кроме того, вольются частные активы, негосударственные активы, но в любом случае доля государства не упадет ниже 75%.

Только вот иностранные инвестиции будут иметь некоторые ограничения. Как доложил Сергей Иванов на совещании с президентом 9 ноября, в ОАК будет создано четыре дивизиона: боевая, гражданская, транспортная авиация, а также международная кооперация и «компонентный» бизнес. Иностранным инвестрам придется довольствоваться последними тремя дивизионами: Сергей Иванов особо отметил, что в боевой авиации Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире, а потому «мы планируем дальше этот дивизион, и вообще этот сектор самолетостроения, развивать самостоятельно».
Оценка ОАК проводилась в несколько этапов. Первый отчет был представлен еще в конце лета, однако работа над проектом длилась до начала ноября с учетом замечаний Росимущества. Изменение между первоначальной и окончательной оценкой компании вызвали недоумение у специалистов отрасли. Deloitte & Touche сначала оценила уставный капитал ОАК в 60 млрд рублей, а позже назвала цифру около 97 млрд, напомнил аналитик ЦентрИнвеста.

«Не понимаю, как можно пересчитать стоимость компании за два месяца более чем на 50%», – замечает Максим Иванов.

А вот эксперт авиарынка Владимир Карнозов совсем не удивлен. По его мнению, попытка государства силовым методом объединить в кратчайшие сроки государственные и частные организации, логично приводит к спорам и недоразумениям. Торг между компаниями шел до последнего момента. Более того, для его прекращения потребовалось личное замечание президента в ходе прямого эфира.
Что касается оценки активов конкретных компаний, ранее специалисты рынка оценивали будущую долю «Иркута» в ОАК гораздо выше. По словам Максима Иванова, ранее инвесторы рассчитывали на то, что «Иркут» будет оценен ближе к своей рыночной капитализации. Однако, по его мнению,
не исключено давление на Алексея Федорова, которому пришлось «пожертвовать» стоимостью «Иркута» ради высокого поста в ОАК.

С такой позицией эксперт Владимир Карнозов не согласен: «Разумеется, вопрос оценки имеет немалую политическую конъюнктурную составляющую, но здесь государство рассматривало и потенциал компаний». По словам эксперта, Иркутский авиационный завод, база НПК «Иркут», всегда уступал в производстве Комсомольскому-на-Амуре авиационному объединению и Новосибирскому авиационному объединению (легшими в основу холдинга «Сухой»).

Это мнение кардинально отличается от выводов аналитиков Банка Москвы. В их ежедневном обзоре отмечается, что по итогам 2005 года оборот «Иркута» более чем на 26,7% превышает оборот «Сухого», да и пакет заказов в три раза больше. Не исключено, что при оценке сыграл роль тот факт, что «Сухой» является ведущей компанией в ключевом проекте ОАК – региональном самолете Super Jet 100. Как говорится в обзоре, «исходя из планов государства сохранить за собой долю не менее 75% в ОАК, можно было задуматься об адекватности оценки «Иркута».

Источник: Газета.RU, 13 Ноября 17:24